Шал акын, подлинное имя Тлеуке Кулекеулы родился в 1748 году близ нынешней железнодорожной станции Азат на территории Кокшетауской области (ныне Северо-Казахстанской области). Народный акын, современник хана Абылая. При рождении ему было дано имя Тлеуке, впоследствии называли Шалом (стариком). С детства был сметливым, восприимчивым, любил не только внимательно слушать рассказы мудрых старцев, но и легко все запоминал, за что сверстники и насмешливые снохи прозвали его «бывалым, стариком».
Происходил из семьи крупного феодала. Отец будущего поэта, Кулеке-батыр, был соратником хана Абылая и одним из самых уважаемых родовых старейшин в Среднем жузе. Мать – дочь знаменитого Толеби из рода уйсун. Примерно в 1755-1760- х годах аул Кулеке-батыра перекочевывает из Кокчетава на берега реки Ишим, где и обосновывается навсегда. Вся сознательная жизнь акына проходит в этих краях — на территории нынешнего района Шал акына Северо-Казахстанской области.
С 15 лет он обнаружил не только склонность к поэтическому творчеству, но и проявляет большой интерес к фольклору и произведениям современных ему акынов. По словам Ш. Уалиханова, Шал акын собрал материалы о происхождении казахского народа, о его родах, генеалогии ханов и на этой основе создал замечательный эпос.
Будучи человеком непрактичным, не сумел сохранить состояние, оставленное ему отцом. Когда ему приходилось переносить тяготы бедности, он не искал защиты у баев. Презирал лесть и угодничество, с достоинством проходил через все испытания жизни.
Шал акын был уже пожилым, когда родились его дети – сын Малибай и дочь Малике. Вторую половину своей жизни Шал акын провел в нужде. По словам аксакалов, умер он в 1819 году во время летних кочевок. Шал акын похоронен напротив холма Аютас возле города Сергеевка Северо-Казахстанской области. Могила его затеряна среди многих старых могил на правом берегу Ишима. Ныне никто не может точно указать, в какой из них покоится прах акына.
Неполное наследие Шал акына, дошедшее до наших дней, составляет около полутора тысяч строк. Стихи его разобраны по тематике: добро и зло, щедрость и алчность, мудрость и невежество, бедность и богатство. Его лирические произведения покоряют философской глубиной и искренностью. Особое место занимает религиозная тема. Шал акын был высокообразованным человеком своего времени. Поэт утверждал, что многое зависит и от самого человека, от осознания своего места в жизни, понимания своего долга, от умения делать добро. Об этом многие его дидактические произведения («Поняв, как дороги отец и мать», «О джигите», «Если джигит всезнайством кичится», «Человек плохой, возвысившись, глупеет», «Облик женщины»). Шал акын одним из лучших свойств человека считал его стремление к единству и дружбе. Песни и жыры Шал акына характеризуются философским осмыслением явлений жизни и психологии человека.
Большинство произведения Шал акына – экспромты. Его искусство импровизации считается образцом этого жанра. Он был мастером поэтических состязаний, принимал участие во многих айтысах («Айтыс Шал акына и девушки», «Айтыс Шал акына и байбише», «Айтыс Шал акына и джигита» и др). Многие его изречения стали крылатыми.
В печати впервые появилось стихотворение Шал акына в 1929 году («Жаңа әдебиет», № 5), затем в 1958 году было опубликовано 8 стихотворений («Қазақ әдебиеті», 28 окт.). Известно, что некоторые произведения Шал акына записывались в свое время М. Хакимжановой, Ф. Габитовой, А. Нуркатовым и другими со слов аксакалов, пересказывавших произведения акына. За пределами Казахстана известный знаток тюркоязычной литературы, ученый Х. Шаяхметулы Гали записал несколько произведений Шал акына, рукопись которых хранится в научной библиотеке им. Н. И. Лобачевского Казанского университета. В основном произведения Шал акына стали печататься с 1960 г., тогда же появляются научные исследования о его творчестве. Произведения Шал акына включены в сборники: «Алдастан» (1971), «XV – XVIII ғасырлардағы қазақ поэзиясы» (1982), «Бес ғасыр жырлайды» (1985, 1989). Издание «Шал ақын» («Арыс», 2003) содержит произведения на казахском и русском языках, научные статьи известных ученых.
Изучением наследия Шал акына занимались крупные литературоведы – Х. Суюншалиев, М. Магауин, Г. Абетов, Ш. Елеукенов, А. Дербисалин, О. Кумисбаев и другие. 25 октября 1998 г. в г. Петропавловске была проведена международная научно-практическая конференция, посвященная 250-летию со дня рождения Шал акына.
С 1999 года Сергеевский район Северо-Казахстанской области носит имя Шал акына.