Северо-Казахстанская областная универсальная научная библиотека им. Сабита Муканова
Наверное, ни для кого не секрет, что в начале прошлого века наши продукты пользовались неслыханным успехом на рынках Европы и Америки.
По ходатайству петропавловских купцов в 1905 году было установлено регулярное движение специальных ускоренных поездов для вывозки масла из Степного края к портам Балтийского моря, откуда его грузили на пароходы, идущие в Англию.
Из Петропавловска и Омска ежегодно вывозили за границу более 1500000 пудов масла. В 1910 году со ст. Петропавловск был отправлен за границу 183281 пуд пшеницы.
Сибирскому хлебу, ишимскому маслу, пожалуй, не было равных во всей Европе- Лишний раз подтверждает это опубликованная в журнале «Нива» (№ 6, 2000 г.) статья Владимира Семенова «Дар бесценный». И хотя речь идет в ней главным образом об ареале Омской области, многое из того, о чем пишет автор, примечательно и для Северного Приишимья.
Западная Сибирь — уникальный край. «Исключительное могущество стихии», — справедливо когда-то приметил академик Н. И. Вавилов.
Над необозримыми просторами как бы в своеобразной аэродинамической трубе воют огромные воздушные массы. Все есть: и тундры холод, и зной степей… Здесь формируется неповторимая флора. В местном разнотравье роскошный набор витаминов, макро- и микроэлементов… Ох, мудра матушка-природа… Даже полет птицы здесь насыщен необыкновенной плотностью стай. Специальные картограммы, составленные орнитологами, живописуют, казалось бы, необъяснимое тяготение многих сотен видов птиц к ареалу Омской области. Пернатые, от самых малых птах до самых крупных, — все, без исключения, во время миграций сворачивают сюда в гости. Загадка? Да. Но напрашивается и разгадка: щедроты флоры — праздник для всего живого…
Наши предки по достоинству дорожили бесценным даром природы. Не случайно в географических узлах слияния малых рек с могучим Иртышом ранее других мест возникали центры рождения необходимых людям наиценнейших продуктов.
У Тары, к примеру появилось первое пахотное поле Сибири. У устья Ишима отыскались признанные специалистами наицелебнейшие меды и наипервейшее в мире коровье масло. У берегов Оми родился мировой стандарт сильной пшеницы.
Для истории остались не только устные легенды о первопроходцах края, царские указы и труды зачинателей культурного земледелия. К счастью, иногда в семейных кладовых чудомсохраняются и вещественные доказательства деяний пращуров наших — предметы их быта. Вот старимая вафельница. Семейная реликвия. Музейщика уверяют что раритет…
Мастеру запрещалось на каких-либо изделиях изображать государственный герб. К примеру, на сибирских колокольчиках отливался двуглавый орел, а одноглавый, чтобы не на роком покуситься на герб.
Вафельница печатает изображение государств венного герба времен Московского княжества Ивана III. Редкое исключение Даровалось подобное изготовителям за особые заслуги.
По семейным преданиям, богатый купец Шапошников когда-то привез вафельницу в подарок молодой жене с Ирбитской ярмарки. Как, за что уральское кузнечное товарищество было удостоено привилегии — неведомо… Известно лишь, что вафельница из поколения в поколение передавалась из рук в руки. Владельцы ценили вещь справедливо гордясь, что веками сберегали ее. Ведь досталась она от тех потомков казаков прадеды которых основали около 370 пет назад поселение в устье Ишима. Думается, прибыли казаки туда из Тары, где воздвигали крепость и пахали в ее окрестностях землю, возделывая передо в Сибири пшеничную ниву.
Вафельница имеет свою знаковую судьбу Испечь вафли — действо не только праздничное, но и глубоко значимое. На Руси есть поверье затерялся в углу пода печи каравай, значит предки напоминают о себе «забытым хлебом», Помнят ли дела и заветы их живущие? Полагалось завести поминальные блины или вафли. Помянуть предков чаркой вина, испросить прощения. Вот почему старинная вафельница многим поколениям служила атрибутом важного действа.
Действительно, разве не грех забыть, что именно наши предки 400 лет назад возделали первое пахотное поле Сибири? Что именно первыми за Уралом испекли хлеб не из привозной муки, а из своей родимой? Разве можно забыть, что был тот хлеб — прародитель того, что мы едим по сию пору? Прекрасный, сильный, один из лучших во всей матушке- России?
Что сеяли казаки четыре века назад? Наверняка, ярицу русскую, пшеницу польскую, пшеницы с севера России. Но сотворили наши предки и свои, местные сорта, так называемые «сибирки», сотворили многолетними трудами, терпеливым отбором. В конце XVIII века уже появились в Сибири первые ученые-агрономы. В 1794 году в Тобольске агроном Николай Щукин выпустил книгу «Нужнейшие экономические записки крестьян» — подробное наставление о хлебопашестве, собранное из экономических сочинений русских агрономов А. Т. Болотова и И. И. Комова. Это был не компиляторский труд, глубокое осмысление и научный подход к своеобразным условиям Западной Сибири.
1828 год. Близ Омска организован опытный хутор Сибирского казачьего линейного войска. Опытное учреждение с широкой программой исследовательской работы под руководством омских агрономов Щербакова и Обухова возникло задолго до появления подобных в Западной Европе! Потрясает не только широта исследований, но и практические успехи. Выращивались многочисленные сорта зерновых культур, овощей, трав, картофеля, табака и даже арбузы и дыни. Более того, возделывался кофе! Фантастика даже для нашего времени. Научные достижения сибиряков признавались виднейшими учеными России. В Московском земледельческом журнале печатались сообщения о них.
Начало XIX века было ознаменовано новыми достижениями сибирских селекционеров.
Нельзя не помнить, что еще в XVII веке в Московии был введен правительственный контроль за качеством хлеба и ценами на него. Царский указ 1626 года «О хлебном и калачном весу», за исполнением которого следили специально назначенные хлебные приставы, оговаривал правила ценообразования 26 сортов ржаного и 30 сортов пшеничного хлеба. Мудрая забота предков о здоровье народа! Нам бы брать с них пример.
«Забытый хлеб», кажется, требовательно спрашивает: по уму ли мы сохраняем наследство? Что достойного оставим детям, внукам и правнукам своим?
Минуло 100 лет с тех пор, когда оперилось артельное сибирское маслоделие. Да так оперилось, что за продажу масла получала Сибирь прибыли больше, чем за торговлю золотом и серебром. А теоретиком и практиком маслоделия был омский ученый Степан Михайлович Кочергин, специалист, которого знавала и ценила Европа. 60 лет назад на Международной выставке в Нью-Йорке партия сливочного масла экспортного типа «Белый лебедь» из Усть-Ишима получила Гран-при знак наивысшего признания. Где теперь то чудное масло? Оно исчезло вместе дикорастущими травами и местными посевами клеверов.
Недавно известный кинодокументалист из Германии Питерман приезжал, чтобы записать мой рассказ об истории создания сибирского масла. Там, на Западе, не забыли его вкус.
В начале XX века в Омске квартировали несколько консулов стран Европы и Америки, занимавшиеся покупкой масла «Белый лебедь». Наверное, дань уважения предкам должны отдать и мы. Пора поставить памятный знак на первом пахотном поле Сибири, что в Тарском районе.
К сожалению, не все понимают, что забвение заветов и традиций — путь к катастрофе. Известно, что зерно — существо по сути живое. Оно часто в чем-то непредсказуемо, даже размол его подчиняется лишь теории вероятности.
Теорией размола зерна, кстати, занимались гении человечества: М. В. Ломоносов, Д.И. Менделеев. Они знали цену хлебу! Полки магазинов пока забиты всевозможными хлебо-булочными изделиями. Но все меньше в закромах сильных пшениц, слабее их сила. Увы, для политиков существуют вещи поважнее судьбы хлеба. Но «забытый хлеб» с беспощадностью напомнит о себе, когда ослабеет колос на полях.
_____________________________________________________________________________________
О сибирском кофе, Гран-при в Нью-Йорке и упархнувшем «Белом лебеде»: История СКО, 1905, 18 век. // Северный Казахстан. – 26 января 2001