Северо-Казахстанская областная универсальная научная библиотека им. Сабита Муканова
В Северо-Казахстанской области, как и в других регионах, активно ведется работа по составлению Сакральной карты региона. Такое поручение дал Президент страны, и, как ожидается, эти исторические объекты будут привлекать в Казахстан больше иностранных туристов, да и отечественным любителям путешествий будут интересны. Сакральную карту области презентовали в областном архиве, и пока в ней 14 объектов. Однако нельзя не отметить, что по сравнению с данными на начало июля, когда был готов предварительный список, он заметно изменился: одни объекты добавились, другие, наоборот, исчезли.
Так, например, сегодня в Сакральной карте региона нет ранее значившихся в ней католического храма, Всехсвятской церкви, татаро-башкирской мечети (все три объекта находятся в Петропавловске) и алтаря «Звезда Казахстана» (с. Озерное Тайыншинского района). Впрочем, как рассказала директор Северо-Казахстанского государственного архива управления архивов и документации Сауле Маликова, работа продолжается, и число святых мест предположительно увеличится до 40.
Итак, вот они, сакральные места Северо-Казахстанской области, названия которых знакомы, наверное, каждому из нас: памятник батырам Карасаю и Агынтаю, резиденция Абылай-хана, мечеть «Кызылжар», собор святых апостолов Петра и Павла, музеи М. Жумабаева, Г. Мусрепова, С. Муканова, И. Шухова, поселение Ботай, памятник Байкара, мемориальный комплекс Карасая и Агынтая батыров, мазары Кожабергена жырау, Кулсары батыра, усадьба семьи Уалихановых. При этом четыре объекта находятся в Петропавловске, остальные — в районах области. Примечательно, что древность объекта не была определяющим фактором: на Сакральной карте есть как памятники 18-19 веков, так и современные, торжественное открытие которых помним и мы.
К примеру, это памятник батырам Карасаю и Агынтаю, воздвигнутый в 1999 году на Театральной площади в Петропавловске. Отважные батыры в XVII веке защищали родную землю от иноземных захватчиков. В тяжелейшей борьбе против джунгарских завоевателей войсками хана Есима командовал восемнадцатилетний батыр Карасай, а Аргын-Агынтай всегда был его помощником и верным другом. Неразлучные батыры в течение 48 лет более 200 раз участвовали в кровавых сражениях против угнетателей. Кстати, с их именами связан еще один сакральный объект — мемориальный комплекс с мавзолеем, возведенный в Айыртауском районе все в том же 1999 году. Конусообразные 16-метровой высоты башни соединяет расположенная между ними поминальная мечеть. Возведённый мавзолей стал символом единства, дружбы и сплочённости всех народов Казахстана. Композиционно комплекс образно развивает традиции древнетюркских ставок каганов. Весь комплекс ориентирован своей главной осью на Мекку, куда направлен выступ михраба мечети. Комплекс давно стал местом паломничества и экскурсий.
К слову, в Айыртауском районе находятся еще два поистине исторических объекта — древнее поселение Ботай и усадьба Сырымбет.
В 1980 году в полутора километрах юго-восточнее села Никольского было открыто поселение Ботай — археологический памятник эпохи энеолита (4-3 тыс. до н.э.). Сегодня он занимает площадью 15 гектаров на правом берегу реки Иман-Бурлук. На поверхности видны впадины от многочисленных жилищ. В результате раскопок вскрыто более 10 тыс. кв.м земли, изучено около 100 жилищ, выявлено более 300 тыс. артефактов и сотни тысяч костей, из которых 99% принадлежат лошадям. На Ботае обнаружено большое количество хозяйственных построек, очагов, котлованов, костей, инструментов. Исследования на Ботае привели к открытию новой археологической культуры -ботайской культуры, а также позволили сделать поистине сенсационное историческое открытие: именно здесь, на Ботае, была впервые одомашнена лошадь.
Усадьба Сырымбет находится в трех километрах к юго-востоку от одноименного села. Этот памятник деревянной архитектуры 19 века — родовое поместье Уалихановых, прямых потомков казахского хана Абылая. Усадьба была построена для вдовы Уали-хана Айганым (бабушки Шокана Уалиханова) по указу императора Александра I от 30 апреля 1824 года. В усадьбе прошли детство и юность Шокана Уалиханова. Усадьба играла важную роль в распространении просветительских идей и культуры в Казахской степи. Сегодня комплекс является историческим местом, на базе которого открыт музейный комплекс.
Нужно сказать, что это не единственное упоминание великого хана Абылая в Сакральной карте региона. Мемориальный комплекс «Резиденция Абылай-хана», торжественно отрытый в Петропавловскев 2007 году, — тоже в заветном списке. Абылай — хан Казахской орды, один из выдающихся государственных деятелей в истории казахской государственности. В середине XVIII века для всех соседних государств, включая Россию, хан Абылай был главной фигурой, определявшей их отношения с Казахским ханством. Ханом всех казахов признавали его и властители Китая.
По архивным материалам известно, что, по просьбе хана Абылая и с разрешения царского правительства, для его пребывания в окрестностях крепости святого Петра, вверх по реке Ишим, в горах Янгистау, в 1765 году был построен деревянный дом. Позже, по версии легенды, дом сгорел во время одного из пожаров. После утверждения царским правительством, в 1821 году, сыном Абылай-хана — Уали — ханом среднего жуза, на верхнем Петропавловском форштадте для него был построен двухэтажный каменный дом. С тех пор в Петропавловске находилась зимняя резиденция хана Среднего жуза. Руководствуясь имеющимися планами и чертежами, ученые-историки и реставраторы постарались в точности восстановить облик резиденции, внешний архитектурный облик здания и его внутренний интерьер. Сегодня это историческое место, на базе которого открыт музейный комплекс.
Еще один археологический объект, отмеченный на карте, находится в районе Шал акына. Храмовый комплекс Байкара был обнаружен в 1956 году экспедицией известного казахского археолога Камиля Акишева.
— Раскопки этого объекта принесли совершенно неожиданные результаты: курган являлся не погребальным, а культовым сооружением скифского времени, святилищем, своеобразным храмом, — пояснила заведующая отделом археологии областного музея Римма Попович.
По ее данным, это было сложное архитектурное сооружение, возведенное в 5 веке до нашей эры из различных материалов — камня, кусков дерна, дерева и глины. Сегодня ученые с уверенностью говорят о том, что Байкара была святилищем крупного кочевнического объединения сакекого времени на территории Северного Казахстана.
Кроме того, в Сакральную карту СКО внесены два захоронения.
Место захоронения Кожабергена жырау (1663-1762 годы) находится в селе Благовещенка Жамбылского района. Кожаберген жырау (1663-1763) — акын, музыкант, батыр, полководец. Сподвижник Тауке-хана, с 25 лет был главнокомандующим всеми его войсками. Принимал участие в изложении свода законов Тауке-хана «Семь установлений». Перу Кожабергена принадлежит историческая поэма «Жеті жарғы», в которой он описал общественное, социальное положение казахского народа. Автор песни «Елим-ай», долгое время считавшейся народной. «Елим-ай» — самое главное и знаменитое произведение Кожабергена.
Захоронение Кулсары батыра находится в ауле Булак Есильского района. Кулсары батыр (1715-1776 л:) — один из сподвижников Абылай-хана, государственный и общественный деятель. Родился и проживал на севере Казахстана. Выходец из поколения Кудайберды крупного казахского рода Атыгай, он в свое время был непререкаемым авторитетом среди своих друзей и соотечественников. Кулсары батыр был к тому же аулие — святым человеком. Он мог предсказывать многие явления, лечить больных, О нем сложено множество легенд, которые передавались из уст в уста на протяжении многих лет.
В списке сакральных мест и два культовых сооружения.
Кызылжарская Центральная мечеть была построена в Петропавловске в 2005 году. Строительство началось четырьмя годами раньше на средства от благотворительных взносов в сумме 465 млн. тенге, а также с привлечением денежной помощи короля Саудовской Аравии в размере 2,9 млн. долларов. Трехэтажное здание мечети в основании напоминает восьмиконечную звезду. Основной объем здания венчает один большой и четыре малых полусферических купола ярко-синего цвета. Главный купол имеет высоту 28 м, а два минарета, украшающих мечеть, — по 42 м. Сегодня мечеть — место массового посещения гостей и жителей области. В здании расположены молельные залы для мужчин и женщин, классные комнаты и библиотека, ритуальная столовая, раздевалка, кабинет имама.
Собор святых апостолов Петра и Павла 1813 года постройки имеет статус архитектурного памятника. Это одно из старейших сохранившихся зданий города. Первоначально церковь была заложена в 1803 году, в 1812 году ее разобрали, а 22 октября 1813 года на том же месте, но с некоторым уменьшением, заложили новую каменную трехпрестольную церковь. Главный престол в честь святых апостолов Петра и Павла, северный — в честь святого Чудотворца Николая и южный -в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
После революции церковь пришла в упадок. Храм закрыли, но в 1946 году восстановили по найденным в архиве чертежам. В1990 году началось восстановление церковных колоколов. Жизнь в соборе активизировалась, увеличилось число прихожан. 11 июля 2012 года в Петропавловск из Алматы был доставлен ковчег с мощами святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который теперь хранится здесь.
В Сакральную карту региона внесли также четыре музея наших великих писателей-земляков, расположенных в районах области: Магжана Жумабаева, Сабита Муканова, Габита Мусрепова и Ивана Шухова.
Своими впечатлениями от презентации поделилась руководитель отдела информационной работы и связи с общественностью управления по делам религий СКО Багдат Муханова. Она отметила, что это только первый шаг по созданию в нашей области мощного фундамента формирования национального кода.
— Это прежде всего наша история, наша культура, это сохранение исторической памяти, и, конечно, все это делается для того, чтобы передать следующим поколениям историю Казахстана, в данном случае -историю нашей области, — говорит Багдат Муханова.
Работа над созданием Сакральной карты СКО продолжается силами специалистов управления культуры, архивов и документации региона и сотрудников областного госархива. На следующей неделе ее существующий вариант будет представлен в Астане на Днях куль туры СКО в рамках «ЭКСПСПО 2017», а также презентован на выставке в Национальном архиве Республики Казахстан.
Диана СЛИНЬКОВА
Фото Вадима МУДАРИСОВА
______________________________________________________________________________________________________________________________
Слинькова, Д. Сакральная карта: список пополняется: исторические и культурные объекты Северного Казахстана. / Д. Слинькова // Добрый вечер. – 17 августа. — С. 32 2017