Северо-Казахстанская областная универсальная научная библиотека им. Сабита Муканова
В Казахстане по поручению Президента составляют карту сакральных мест, которые в перспективе смогут привлекать туристов и паломников как из Казахстана, так и из-за рубежа. Над её составлением сейчас работают отдельно в каждой области, а затем соберут воедино. На карте СКО особым цветом выделены уже 14 объектов, но работа еще не закончена. Наработки презентовали в Северо-Казахстанском государственном архиве.
Над созданием североказахстанской карты совместно трудятся специалисты управления культуры, архивов и документации региона и сотрудники областного госархива.
-Сакральное место для меня, прежде всего это место, где можно получить духовное удовлетворение, куда идут люди в поисках ответа на важные для них вопросы. Одновременно это наше культурное достояние, которое мы должны передать будущему поколению, чтобы они знали истоки своей культуры и истоки духовного развития нашего народа, — поделилась своими мыслями присутствовавшая на презентации руководитель отдела информационной работы и связи с общественностью управления по делам религий СКО Багдат Муханова.
-В качестве сакральных мест выступают природно-ландшафтные объекты, объекты религиозного культа, места памятных битв и жизни великих людей и другие памятники культурного и исторического наследия. При их выявлении мы, прежде всего, руководствуемся документальными материалами и сведениями о тех местах, куда люди идут на паломничество, — рассказала директор Северо-Казахстанского государственного архива управления архивов и документации Сауле Маликова.
Чтобы объект появился на карте, необходимо документальное подтверждение его исторической значимости. Начальник отдела и службы публикации документов Мереке Баймуканов отметил, что при установлении сакральных мест зачастую приходится обращаться к помощи российских коллег. Много документов, связанных с историей СКО, находятся в архивах Омска, делают запросы и в Санкт-Петербург, и в Москву.
На сегодняшний день на карте сакральных мест СКО можно увидеть: мечеть «Кызылжар», собор святых апостолов Петра и Павла, резиденцию Абылай хана, памятник батырам Карасаю и Агынтаю, а также мемориальный комплекс в честь этих батыров, музеи Магжана Жумабаева, Сабита Муканова, Габита Мусрепова, Ивана Шухова, поселение Ботай, археологический памятник Байкара, мазары Кожаберген жырау и Кулсары батыра и усадьба Сарымбет. Из 14 объектов четыре первых расположены в Петропавловске. О некоторых из них — подробнее.
Одни из этих объектов имеют богатую историю, другие — появились недавно. Петропавловский собор является одним из сохранившихся памятников архитектуры дореволюционного Петропавловска.
Как гласит история, на месте Собора святых апостолов Петра и Павла в начале 19 века была расположена Покровская церковь, заложенная в октябре 1803 года. В 1812 году она была разобрана до основания, и на том же месте по вновь составленному плану, с большими изменениями 22 октября 1813 года заложена новая каменная церковь с тремя пределами: Покровским, Никольским и Петровским, которые были последовательно освящены 22 октября 1815 года. После того, как Николай І подписал новое «Положение о Сибирском казачьем войске» храм становится казачьей церковью в независимой от Петропавловска станице Подгора. В этой церкви венчался киевский князь Валерий Михайлович Шаховский.
После революции церковь пришла в упадок. Храм закрыли, обезглавили, превратили его в зернохранилище, затем в табачную фабрику. От него осталась только одна стена. В 1946 году, по просьбе верующих, собор восстановили по найденным в архиве чертежам, заверенным Александром I и датированным 1813 годом. В 1990 году началось восстановление церковных колоколов. Жизнь в Соборе активизировалась, увеличилось число прихожан. 11 июля 2012 года в Петропавловск из Алматы был доставлен ковчег с мощами святых апостолов Петра и Павла.
Собор представляет собой образец исторической застройки провинциального купеческого города, характерной для конца XIX века, и является историческим наследием города.
В карту сакральных мест внесена и «новая» мечеть, как часто называют горожане Центральную мечеть «Кызылжар». Построенные в середине XIX и начале XX вв. в Петропавловске здание двух мечетей уже не соответствовали своим требованиям. Тогда по многочисленным просьбам местных верующих в 2001 гаду в городе началось возведение новой мечети. Из-за нехватки денежных сведете строительство затянулось. И лишь в 2004 году после посещения главой государства Саудовской Аравии возведение мечети было закончено. Ее строительство проводилось на средства, выделенные саудовской стороной и пожертвованные мусульманами Северного Казахстана. Торжественное открытие мечети «Кызылжар» состоялось в 2005 году в присутствии верховного муфтия, архиепископа Акмолинской области Елевферия, акима области, а от имени мусульман азиатской части России присутствовал Ануарбек кажы Жунисов. Трехэтажное здание мечети в основании напоминает восьмиконечную звезду. Основной объем здания венчает один большой и четыре малых полусферических купола ярко-синего цвета. Главный купол имеет высоту 28 м, а два минарета, украшающих мечеть, -по 42 м.
Значится на сакральной карте и мемориальный комплекс «Резиденция Абылай-хана», торжественно открытий в 2007 году в Петропавловске. Абылай-хан Казахской орды — один из выдающихся государственных деятелей в истории казахской государственности. В середине XVIII века для всех соседних государств, включая Россию, хан Абылай был главной фигурой, определявшей их отношения с Казахским ханством. Ханом всех казахов признавали его и властители Китая.
Резиденция Абылай хана была расположена в Петропавловске в так называемом «Белом доме». Несколько поколении историков и краеведов вели поиск документов, которые бы подтвердили исторический факт строительства резиденции. В 2003 году при содействии посольства Республики Казахстана в Российской Федерации из архива МИД России были получены очень важные документы. В честности, в предписании канцлера М. Воронцова от 1762 года Сенату и Коллегии иностранных дел говорится о направлении сибирскому и оренбургскому губернаторам указе о строительстве для султана Абылая «строений не в дальности от здешних границ». А особенно ценным было «Доношение в Коллегию иностранных дел от находившегося в Омской крепости генерал-поручика Шпрингера о построении киргис-кайсацкому владельцу Аблаю Салтану деревянного дома». К документу был приложен «План вновь построенного Киргис-Кайсацкой Средней Орды Аблай Салтанового дома».
Руководствуясь имеющимися планами и чертежами, ученые историки и реставраторы постарались в точности восстановить облик резиденции, внешний архитектурный облик здания и его внутренний интерьер. На сегодняшний день мемориальный комплекс «Резиденция Абылай-хана» — это исторический объект, включающий в себя канцелярию, покои хана, дом для гостей.
Также к сакральным местам в городе комиссия причислила и памятник батырам Карасаю и Агынтаю, воздвигнутый в 1999 году на Театральной площади. Прославились эти батыры тем, что в XVII веке защищали нашу землю от иноземных захватчиков. В тяжелейшей борьбе против джунгарских завоевателей войсками хана Есима командовал восемнадцатилетний батыр Карасай, а Аргын-Агынтай всегда был его помощником и верным другом. Неразлучные батыры в течение 48 лет более 200 раз участвовали в кровавых сражениях против угнетателей.
Оба они были похоронены на сопке Кулшынбай-тобе (ныне Айыртауский район). С высокого холма, где покоится прах батыров, открывается первозданной красоты степь Айыртау, обрамленная синими горами и озёрами, дающая и сегодня силу, любовь и надежду людям. В 1999 году на этом месте был возведён мемориальный комплекс с мавзолеем. Конусообразные 16-метровой высоты башни соединяет расположенная между ними поминальная мечеть. Мавзолей является местом паломничества и экскурсий. По традиции к нему приезжают молодожёны, отсюда провожают в армию, на учёбу. Комплекс так же есть на сакральной карте СКО.
В этом же Айыртауском районе находятся еще два важных объекта: поселение Ботай и усадьба Сырымбет.
Усадьба Сырымбет — памятник деревянной архитектуры XIX века. Это родовое поместье Валихановых — прямых потомков казахского хана Абылая. Усадьба была построена для бабушки Чокана Валиханова Айганым по указу императора Александра I в 1824 году. В усадьбе прошли детство и юность Чокана Валиханова. Усадьба играла важную роль в распространении просветительских идей и культуры в казахской степи.
О поселении Ботай, также включенном в список, можно рассказывать очень много. Об этом археологическом памятнике эпохи энеолита наслышаны далеко за пределами нашей области и даже страны. Археологический памятник Ботай открыт в 1980 году. С первого дня ученых удивило огромное количество костей лошади, найденных во время раскопок. Для работы были приглашены ученые-остеологи, которые занимаются изучением костей животных. Ими было исследовано около 133 тысяч костей лошади. Результат оказался очень интересным: ученые пришли к мнению — ботайская лошадь была одомашнена. Это была настоящая сенсация, так как до сих пор считалось, что лошадь одомашнили гораздо позже. Для изучения феномена ботайской лошади в Северо-Казахстанскую область приезжали ученые из многих стран и их мнения совпадает — поселение Ботай является центром скотоводства в евразийских степях.
Еще один археологический объект, отмеченный на карте, находится в районе Шал акына. Храмовый комплекс Байкара был обнаружен в 1956 году экспедицией известного казахского археолога Камиля Акишева.
— Раскопки этого объекта принесли совершенно неожиданные результаты — курган являлся не погребальным, а культовым сооружением скифского времени, святилищем, своеобразным храмом, — пояснила заведующая отделом археологии областного музея Римма Попович,
По ее данным, это было сложное архитектурное сооружение, возведенное в 5 веке до нашей эры из различных материалов -камня, кусков дерна, дерева и глины.
— Можно с уверенностью говорить о том, что Байкара был святилищем крупного кочевнического объединения сакского времени на территории Северного Казахстана, — отметила Попович.
— Внесли в сакральную карту и два захоронения, — рассказывает С. Маликова. — Одно из них находится в Жамбылском районе, селе Благовещенка — это место захоронения Кожаберген жырау, известного акына, музыканта, батыра, полководца. А в Есильском районе, в семи километрах от аула Булак, расположено захоронение Кулсары батыра — одного из сподвижников Абылай хана. Кулсары выступал за единство и мир между казахскими родами. Батыр известен и как аулие — «святой». По преданию, он мог предсказывать надвигающиеся угрозы, лечить больных. К могиле аулие Кулсары приезжают в надежде избавиться от своих болезней и недугов не только североказахстанцы, но и жители других регионов страны.
Кроме того, в сакральную карту внесли четыре музея: музей Магжана Жумабаева, музей Сабита Муканова и музей Габита Мусрепова, усадьбу Ивана Шухова, расположенные в районах области.
Напомним, ранее предлагалось внести в список сакральных мест региона Храм всех Святых, Динмухаммедовскую мечеть, Храм Пресвятого Сердца Иисуса алтарь «Звезда Казахстана» — безвозмездный дар казахстанскому народу от польских католиков — и археологический памятник «Городище Ак-Ирий» у села Долматово. Но на карте сакральных мест СКО на сегодняшний день их нет.
Однако директор областного архива Сауле Маликова отмечает, что работа над картой еще не закончена. По словам С. Маликовой, на ней будут значиться порядка 40 объектов. Ужи о скором времени сакральная карта области будет представлена в Астане, где будут проходить дни культуры северного региона, а также презентована на выставке в Национальном архива Республики Казахстан.
Александра КОНДРАТОВА
Фото Вадиме МУДАРИСОВА
____________________________________________________________________________________________________________________________
Кондратова, А. Место редкое… сакральное… : Сакральные места СКО. / А. Кондратова // Неделя СК. – 10 августа. — С.5. 2017