Северо-Казахстанская областная универсальная научная библиотека им. Сабита Муканова
Старинную петропавловскую почтовую открытку можно сравнить с окном в минувшее. Созданная в начале ХХ века для того, чтобы нести строки чьего-то письма и связывать людей, она стала сейчас уникальным источником наших знаний о прошлом Петропавловска. На открытках запечатлены наиболее интересные сооружения и события, происходившие в то время в городе. Одним из таких событий было открытие в Петропавловске драматического театра.
В 1904 году городская Дума объявила о строительстве народного театра и целевом сборе пожертвований. Здание театра, открытие которого состоялось в ноябре 1906 года, самобытной страницей вошло в дореволюционную историю Петропавловска.
Задолго до этого события в конце XIX века впервые для жителей уездного города гостеприимно открылись двери городского театра. Однако не всё было так просто. На строительство театра требовалось разрешение генерал-губернатора. В 1860 году, когда к нему обратились с «покорнейшей просьбой», сановный администратор наложил резолюцию: «Я не нашёл возможности разрешить». Добился открытия театра уездный врач-энтузиаст П. А. Кабанов после избрания его в 1873 году городским головой. Правда, театр представлял собой помещение лишь для летних гастролей театральных трупп России (местной актёрской труппы ещё не было), но, тем не менее, возможность увидеть спектакли с участием профессиональных актёров оживляла жизнь горожан. Теперь появилась площадка у самодеятельных коллективов для выступлений и репетиций.
Со временем здание летнего театра стало нуждаться в ремонте, а средств для этого в казне не было: «Все источники для покрытия нужд города иссякли». О том, как решил эту проблему Пётр Андреевич, мы узнаём из публикации в «Сибирской газете» за 1888 год, №26: «Петропавловск (Акм. обл.). Наши любители дали два спектакля в пользу женской прогимназии. Любительские спектакли, как известно, почти везде с трудом составляются, у нас же особенным препятствием на этот раз явилось угрожающее состояние так называемого театрального здания. И вот вызвался наш городской голова сделать необходимые поправки на свой счёт. Поправки сделаны, спектакли приносят сбора 165 рублей…».
Пётр Кабанов 30 лет, с 1858 по 1888 год, верой и правдой служил и на посту уездного врача, и на посту городского головы. Чтобы ускорить строительство уездной больницы, продолжавшееся несколько лет из-за нехватки средств, Пётр Андреевич отказался от жалованья уездного врача. Когда открылось 5-классное городское училище, взялся без жалованья вести курс популярной медицины. В 1889 году супруги Кабановы навсегда покинули наш город.
Здание летнего театра запечатлено на почтовой открытке московского издателя Д.П. Ефимова, выпущенной в 1903 году. Это небольшое одноэтажное каменное строение, расположенное в глубине, слева от военного лазарета. Оба здания сохранились до наших дней. В советское время в помещении бывшего лазарета до 1998 года размещалась воинская часть 6637. С 2008 года это музей «Резиденция Абылай хана».
Итак, в 1906 году город получил прекрасное здание театра. «Городской театр, построенный на общественные деньги, должен и обслуживать общественные нужды, а нужд этих много. Это здание должно быть народным домом, тут должна быть помещена и общественная библиотека, вестись народные чтения, даваться народные спектакли», — писала газета «Иртыш» в октябре 1906 года. Ещё до завершения строительства в городской Думе решался вопрос о том, кому передать здание в аренду. Претендентов было два: музыкально-драматическое общество, основанное в 1890 году, и второе городское собрание, состоящее из купцов. Петропавловская Дума проголосовала за второе городское собрание. Это означало, что свободный вход в театр разрешался только на спектакли, в остальное время здание было предоставлено для развлечений только купеческому сословию. Так продолжалось до 1911 года, когда губернатор Акмолинской области после многочисленных жалоб горожан повелел распустить второе городское собрание. Однако обойтись без своего места встреч и общения петропавловское купечество не могло. Вскоре на базе второго городского собрания был создан коммерческий клуб. Ему принадлежало право на аренду, только теперь его деятельность регламентировалась уставом от 3 декабря 1912 года, одобренным Акмолинским губернатором Неверовым. Теперь каждый житель города, достигший 18-летнего возраста, имел возможность получить членский билет коммерческого клуба и посещать театр: прийти на спектакль, танцевальный, музыкальный, литературный вечер. Можно было посещать библиотеку и комнаты для игр (шашки, шахматы, бильярд, карты и т.д.). Членами клуба могли быть лица всех сословий, религий и национальностей. Помимо организации досуга, коммерческий клуб осуществлял благотворительную деятельность: оказывал помощь членам клуба, «а равно их семействам, пришедшим в бедность от старости, болезни и других обстоятельств. Помощь благотворительного фонда заключается: а) в периодической выдаче единовременных пособий; б) в помещении детей и сирот в разные учебные заведения».
В годы Первой мировой войны совет старшин клуба выделял деньги на подарки солдатам к празднику Рождества Христова по просьбе местного комитета Красного Креста. Архивные документы позволяют перенестись в то далёкое время. «23 ноября 1916 года. Петропавловский комитет, организуя в нынешнем году к празднику Рождества Христова сбор подарков для солдат действующей армии, просит совет старшин коммерческого клуба, не найдут ли возможным ассигновать необходимую сумму на приобретение подарков. Собранные подарки будут своевременно отправлены на позиции».
Начиная с 1913 года, антрепризу в Петропавловске долгое время держал Н.Д. Сарматов. Человек достаточно просвещённый и сам неплохой актёр на комические роли, он на актёрской бирже в Москве умело подобрал свою небольшую труппу из девяти человек. Среди них были молодые талантливые актёры, ставшие впоследствии народными. В годы Первой мировой войны благотворительные акции устраивались во время спектакля. Так, в газете «Приишимье» от 9 ноября 1914 года писали: «Сбор табака в театре. С заявлением в Красный Крест обратился Сарматов с предложением устроить сбор табака и папирос в городском театре на спектакле. Со своей стороны изъявил согласие сделать отчисление «на табак» со сбора (для фронта).
Посещаемость театра, особенно в первый сезон работы Сарматова, была хорошая, зрители любили артистов. Однако в конце 1914 года в театре были обеспокоены по поводу посещаемости. Вот что об этом писали в газете «Приишимье» от 18 октября 1914 года: «С призывом на действительную военную службу артиста Антоненко (резонёр) мужской персонал труппы совершенно несостоятелен, в противном случае публика и вовсе перестанет посещать театр».
В составе труппы находился тогда ещё очень молодой актёр П. С. Некрасов. Он родился в Омске в 1889 году в семье рабочего-каменщика. С 1906 года — в Омском городском театре, а через семь лет -на сцене Петропавловского театра. Ему больше всего удавались острокомедийные и бытовые роли. В1915 году в «Приишимье» писали: «Хроника: в скором времени П.С. Некрасов ставит свой бенефис. Им задумана постановка «Русской свадьбы». Некрасов пользуется у публики заслуженным успехом и симпатией». Однако планам Петра Сергеевича не суждено было осуществиться. В августе 1915 года в стенах театра разместился 142-ой сводный эвакуационный госпиталь. Об этом с грустью писали в газете «Приишимье» от 28 августа 1915 года: «Из всех значительных сибирских городов только один Петропавловск остался ныне, по случаю занятия клуба госпиталем, — без театра, без концертов, без лекций». А Пётр Некрасов вскоре был мобилизован в армию и направлен в 140-ой Пензенский пехотный полк. Сегодня его именем названа одна из улиц Омска. Он — первый омский народный артист.
Здание драматического театра запечатлено на почтовой открытке местного издателя Лидии Блюменталь. Сооружение двухэтажное, из красного кирпича. К его торцу примыкает сохранившийся до наших дней летний театр.
В конце ХІХ-начале XX века строители широко использовали чудесные свойства кирпича как одного из средств выразительности архитектурного сооружения. Разнообразие кирпичной кладки и возможность придания кирпичу желаемого профиля позволили выполнять постройки с рельефными, пластически богатыми фасадами. Одним из примеров так называемого «кирпичного стиля» является здание городского театра. Находится оно на улице Театральной, название которой сохраняется с дореволюционных времён. Здание является памятником архитектуры, принято под государственную охрану 11 ноября 1979 года. В настоящее время его занимает мебельный магазин «Комфорт».
Лидия МЕЛЁХИНА
1. Почтовая открытка. Петропавловск. №9. Театр. Военный лазарет. Издание Д.П.Ефимова, 1903 год.
2. Почтовая открытка. Петропавловск. Театр. Издание Л. Блю-менталь, начало XX века.
3. Почтовая открытка. Петропавловск. Городской театр. Издание т-ва бр. Овсянниковы и Ганшин с с-ми. Петропавловск.15 (из коллекции А. Гончара).
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
/Лидия Мелёхина. О чём рассказали открытки…Краеведение: к 270-летию Петропавловска. / Л. Мелёхина. // Проспект СК.- 18 ноября.- № 46.- С.8 2022 г.