Северо-Казахстанская областная универсальная научная библиотека им. Сабита Муканова
Встань посреди степи, убери провода, дороги, убери все признаки цивилизации. Теперь посмотри вокруг, и ты увидишь только сопки и речку. И, несмотря на то, что все это видно, как на ладони, до некоторых вершин — день пути пешком. Ведь возвышающаяся на 300-400 метров над степью гора видна на расстоянии около 45 километров. До нее по бесконечной степи пешком трудно дойти. Только табуны лошадей так резво носятся по ней с места на место в поисках травы и воды, что в голове сама собой зарождается мысль оседлать самого быстрого коня и лететь на нем быстро, как ветер.
Впервые люди додумались оседлать лошадь у нас в Северном Казахстане. По крайней мере, к такому выводу пришли многие ученые, исследовавшие находки с Ботайского поселения. Пока не найдено более ранних поселений древнего человека, где были бы признаки одомашнивания лошади.
Это, конечно, уже никакая не новость. СМИ много раз писали об уникальных раскопках Ботайского городища, которому уже почти 6 тысяч лет. Да, да! Шесть тысяч лет назад там, где сейчас находится деревушка Пикольское со своими ржавыми тракторами, а местные жители сажают картошку, стоял очень древний город. Задолго до Христа, Магомета и Будды, еще в каменном веке, возможно, именно в этом поселении нашелся умник, который первым решил не просто охотиться на лошадь ради добычи, а сделать из нее более универсальное домашнее животное. Она стала и средством передвижения, и источником еды, а в некоторых случаях и другом.
Выяснилось это едва ли не случайно. Еще в 1980 году Ботайское городище нашла археологическая группа Виктора Зайберга, ныне профессора, ученого с мировым именем, исследователя и мечтателя. На берегу реки Иманбурлук практически под открытым небом он нашел кости животных и керамические артефакты. Для деревенских жителей, которые десятки лет ходили мимо такого археологического сокровища, это были просто кости и черепки. А опытный археолог сразу определил, что дело пахнет научной сенсацией. И вот уже 37 лет здесь не прекращаются раскопки.
Каков он, романтичный труд археолога? Всё очень просто: берешь лопату и начинаешь копать вглубь, примерно, сантиметров на 40-60, чтобы дойти до нужного культурного слоя. Стараешься не повредить случайно попавшиеся на пути кости, которые могут оказаться фрагментами 6000-летнего скелета человека; черепицу, которая может быть такого же возраста кувшином. И вообще, стараешься не повредить ничего, так как в этой земле не может быть ничего лишнего.
Ведь тысячи лет земля туг была нетронутой, пашни не было, деревни не было. Было лишь очень древнее городище. Так вот, выкапываешь десятки кубометров земли, аккуратно складываешь их в стороне, аккуратно достаешь из земли все, что находишь. Да еще и кладешь таким образом, чтобы не запутаться, в каком именно месте и рядом с какими костями или черепками все это было найдено. Потом изящно работая лопатой, возвращаешь десятки кубометров вынутого культурного слоя на место. Да-да, археологи не оставляют ям в земле. И ват теперь все, что ты достал из земли, можешь изучать десятки лет. Чем дальше, тем точнее становятся технологии исследований, а это значит, что изученный в прошлом году материал можно заново обследовать в следующем.
В прошлом году на раскопках нашли прекрасно сохранившийся, по археологическим меркам, конечно, скелет древней женщины. Палеозоолог Алан Оутрам берет с ее зубов мельчайшие образцы налета, чтобы патом в своей лаборатории в Эксетере сделать очень тонкий и тщательный анализ остатков пищи на зубах этой уже довольно немолодой леди.
Так что, если не хотите, чтобы ваши зубки когда-то стали предметом исследования археологов будущего, хорошо чистите их дважды в день!
Предположительно, в этом зубном налете будут обнаружены частички кумыса, что может стать еще одним доказательством того, что наши далекие предки пили кумыс, а значит, доили одомашненную лошадь.
Это, кстати, уже не первые образцы, которые профессор Оутрам везет к себе на родину для анализа. До этого исследованиям подвергались кости животных с Ботайского городища. Тогда сам Оутрам и его коллеги сделали однозначный вывод, что это кости лошадей от одомашненных животных, так как они тоньше и меньше, чем у диких. Повреждения челюстей этих же животных тоже позволяют сделать вывод, что наши лошадки носили удила в зубах. Не железные, конечно, а костяные. Век -то каменный был все-таки! Проводил английский профессор и множество других исследований — всего в газетной статье не расскажешь.
—Рlease, be careful!
Так профессор предупредил меня о том, что лучше не подходить к исследуемому материалу слишком близко, чтобы на образцы не попала частичка ДНК современного человека. Для этого достаточно малейшей капли слюны или волоска. Именно поэтому сам ученый проделывает свои операции в маске и перчатках.
По меркам научного мира, это прямо-таки сенсация. Может быть, конечно, не такая, как изобретение колеса или приручение огня, но в некотором роде — наш личный Стоунхендж. Прямо у нас под боком! Доехать можно за несколько часов. Только вот внимания ему пока уделено маловато: приезжают ученые, студенты — археологи, настырные журналисты, вроде меня. И всё!
—Ну а золото вы там нашли?
— любопытничает водитель, который подвозил меня от Никольского до Саумалколя.
—Какое золото, чудак-человек! Это ведь все в каменном веке было!
—Что, даже никаких золотых монеток?
—Да тут кости на вес золота! Представь себе, кости лошади, из которых наши предки делали иглы, ножи, наконечники стрел! Ты такие только в школьных учебниках мог видеть!
—Что, вообще никакого золота?
—Не знаю, может быть, оно в тех жилищах, которые еще не изучены.
Золота там, конечно, нет, но наверняка есть очень много интересного. Ведь Ботайское городище еще даже наполовину не исследовано. На снимках видны несколько квадратов, которые в данный момент активно изучаются. Они соседствуют, казалось бы, с обычным полем. Но если присмотреться, на нем отчетливо видны круги более сочной и зеленой травы, выделяющиеся на более светлом общем фоне. Так вот, это как раз те места, где раньше стояли жилища древнего человека. Почва там веками удобрялась органическим материалом, в том числе
— конским навозом. Она и сейчас, 6 тысяч лет спустя, более плодородная.
И пусть китайцы изобрели порох, а египтяне астрономию, древние казахстанцы придумали домашнюю лошадь! То есть первыми ее оседлали, а весь мир потом перенял этот опыт и пользуется им уже пять с липшим тысяч лет.
Повторюсь, раскопки на Ботайском городище проводятся уже 37 лег, и все эти годы, несмотря на активный интерес к ним научного археологического мира, работа шла едва ли не на одном энтузиазме первооткрывателя этого городища профессора Виктора Зайберта. Вкладывал он сюда и свои личные деньги, поэтому интерес к открытию ученого мира не угас за столько лет. В деревне, что рядом с раскопками, был куплен дом специально для участников археологических экспедиций. В нем в течение года, кроме зимы, живут все причастные к раскопкам. Это не только археологи. Тут и повара, и водители, и разнорабочие. Задействованы и местные жители. Каждый из них именно благодаря существованию в деревне археологического лагеря знает о том, что рядом идут уникальные раскопки.
Профессор Зайберт уже много лет не перестает надеяться, что здесь, на Ботае, будет создан настоящий туристический центр: появится уютный уголок из реконструированных жилищ древнего человека — этакий музей под открытым небом, а Ботайское городище станет интересным не только научному миру, но привлекательным и доступным для туристов. И тогда проведут сюда асфальтированные дороги, а какая-нибудь компания сотовой связи поставит свою вышку, чтобы была тут хорошая мобильная связь и Интернет.
Тем более сейчас, когда объект предложили включить в республиканскую сакральную карту, здесь вполне можно будет организовать туристический центр мирового уровня, сделать Ботай по-настоящему культовым местом, а не просто обозначить его на карте сакральных мест.
Искренне надеются на это перевоплощение и местные жители—уж сколько редисочки да морковочки они смогут продать туристам! А то, глядишь, и поделки начнут делать
— лошадь ботайская резная, ботайский человек из камня, «настоящий» лук ботайского человека, ботайский кумыс—древнейший на планете, но все еще пригодный для питья! А уж легенд-то сколько будет рассказано! Например, про ботайскую собаку, которая по вечерам воет на том берегу реки (кстати, такая легенда уже есть). Понаедут туристы со всего мира. Эх, заживем!
А пока, дамы и господа, можете посетить музей города Петропавловска, в котором немало внимания уделено Ботайскому городищу. Ознакомьтесь с азами археологии, а там, возможно, и интерес появится. А когда построят туристическую зону на Ботае, может, и сами приедете.
Андрей НОВИКОВ, фото автора
______________________________________________________________________________________________________________________________
Новиков, А. Ботай. Город древнейшей лошади / А. Новиков // Петропавловск KZ. – 1 декабрь.- С.11 2017