Северо-Казахстанская областная универсальная научная библиотека им. Сабита Муканова
Тише! Вы слышите? С вами говорит история… Из глубины веков она шепчет о грустных и радостных временах, кровопролитных сражениях и ослепляющих победах, рассказывает легенды о прославленных батырах казахской земли, плачет, скорбя об ушедших сынах и дочерях великой степи, и ликует, радуясь все новым и новым поколениям. Только слушать ее нужно сердцем! А где просыпаются наши сердца? Часто это происходит в местах очень ценных, сакральных… Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» говорит о том, что у каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, и которые известны каждому представителю этого народа. «Это одно из оснований духовной традиции. Для Казахстана это особенно важно. Мы — огромная по территории страна с богатой духовной историей. Нам нужен проект «Духовные святыни Казахстана», или, как говорят ученые, «Сакральная география Казахстана», — пишет Елбасы.
Инициатива Президента нашла позитивный отклик в сердцах североказахстанцев. В августе этого года общественности нашего региона презентовали интерактивную карту сакральных мест Северо-Казахстанской области. Трудились над ее созданием историки, сотрудники государственного областного архива, специалисты управления культуры, архивов и документации области.
Сакральная география Северного Казахстана оказалась довольно обширной. Больше всего нас всех радует тот факт, что сразу шесть духовных святынь, находящихся на территории региона, вошли в карту сакральных мест всего Казахстана. Наша редакция хочет рассказать вам о них. А вы после прочтения обязательно пообещайте себе побывать там, чтобы суметь прикоснуться к истории. Но не просто руками! Сердцем.
С древних времен места силы притягивали людей. Ведь именно входя в мечети или храмы, находясь рядом с захоронениями великих воинов, посещая дома-музеи, где когда-то творили выдающиеся акыны, мы и сами не замечаем, как выбираемся из повседневной рутины, начинаем ощущать гармонию с миром и самим собой, очищаемся духовно. Святыни манят своей неповторимой энергетикой, многие из них окутаны тайнами и народными преданиями.
Место, которое лечит
Первая точка нашего небольшого путешествия -мазар Кулсары аулие, рядом с которым посчастливилось постоять и мне, вечно ищущему вдохновения корреспонденту газеты «Проспект СК».
В Есильском районе Северо-Казахстанской области, недалеко от аула Булак, находится место, которое считают поистине исцеляющим. Здесь захоронен Кулсары батыр — верный сподвижник хана Абылая.
«Если говорить о батыре, говори о Кулеке, если говорить об аулие, говори о Кулсары», — эту фразу когда-то произнес известный казахский акын-импровизатор — Шал акын. Кулсары для народа действительно был как аулие, что можно перевести как «святой». Говорят, он, помимо безупречных ораторских и организаторских способностей, обладал и даром ясновидения, был невероятно добрым и гостеприимным, всегда приглашал к себе путников и строго практиковал каноны ислама. Кулсары придерживался хадиса пророка Мухаммеда «Не заснет мусульманин сытым, зная о том, что рядом с ним находится голодный сосед».
Кулсары родился, жил и умер на севере Казахстана. Его биография тесным образом связана с именем Абылай хана, на протяжении всей своей жизни аулие был его помощником и советником. Будучи дальновидным и мудрым дипломатом, Кулсары более 30 лет активно участвовал в укреплении Казахского ханства. Он был искусен в боевых действиях, особое внимание уделял разведке, заранее обладал всеми необходимыми сведениями о количестве сил противника. Кулсары мог интуитивно предсказывать надвигающиеся угрозы и предотвращать их путем решительных действий и даже лечить больных. Документов о Кулсары, как о воине, сохранилось мало. По одному из преданий, он сумел собрать десятитысячное войско для защиты рубежей Казахстана.
Но вернемся к месту захоронения. В 1958 паду потомком батыра в шестом поколении Калиаскаром Рахимовым здесь был установлен скромный памятный камень. Сегодня же паломники видят перед собой мазар удивительной красоты — высокий, светлый, сделанный из каспийского камня.
Есть у этого мазара и свой хранитель. Местный житель аула, пожилой мужчина с невероятно добрым взглядом, Серкильбай Танибеков уже 15 лет показывает путь и провожает паломников к священному месту. Он знает все о прославленном батыре.
«Мы все переживали за это место. Боялись, что когда-то новые поколения забудут о Кулсары. Благо неравнодушные люди и спонсоры собрали необходимую сумму и построили красивый, достойный мазар», — рассказывает хранитель.
А в святости места Серкильбай Танибеков нисколько не сомневается. Говорит, с малых лет помнит — всегда сюда приезжали люди из разных городов (не только Казахстана) и усердно молились. Когда же верующие впервые открыли для себя целебные свойства этого места, неизвестно. В годы Советской власти об этом говорить было не принято, точнее, многие боялись говорить об этом. Будучи мальчишкой, Серкильбай тайком с друзьями прибегал к этому холму.
«Тех, кто уже не в силах подняться самостоятельно, люди приводят под руки. Привозят сюда и душевнобольных людей и тех, у кого постоянное беспокойство, страх или нервные срывы — всем помогает аулие Кулсары. Часто приезжают женщины, которые не могут забеременеть. Кто-то остается на несколько дней, молится. Приезжают почти каждый день», — говорит Серкильбай Танибеков.
Когда читаешь о таких местах в Интернете, то не можешь ясно представить всей картины, несмотря на то, что материалы часто сопровождаются красочными иллюстрациями или видео. Совсем другое дело — очутиться там самому. Прах Кулсары покоится в живописном месте. С небольшого холма, где расположен сам мазар, открывается вид на поля и степи, недалеко отсюда находится Орлиная гора, известная в народе, как Жаман сопка. А прямо за мазаром растет раскидистая береза. Представляю, как же красиво здесь поздней весной или летом, когда степь полна чарующих запахов цветущих растений, а ту самую березу украшают яркие зеленые листья. Уже благодаря этому пейзажу, впечатления сложатся поистине волшебные. Посетить мазар могут не только те, кто страдает разного рода недугами, но и просто люди, чья душа требует разговора с Всевышним. Я обязательно приеду сюда снова.
Земля батыров
А теперь переместимся в Айыртауский район. Здесь, на одном из холмов, покоится прах великих батыров Карасая и Агынтая.
В XVII веке под знамёнами хана Есима знаменитые батыры Карасаи из рода шапрашты и Агынтай из рода аргын защищали эту землю от иноземных захватчиков.
В тяжелейшей борьбе против джунгарских завоевателей войсками командовал восемнадцатилетний батыр Карасай, а Аргын-Агынтай всегда был его помощником и верным другом. Неразлучные батыры в течение 48 лет более 200 раз участвовали в кровавых сражениях против угнетателей. Оба они похоронены на сопке Кулшынбай-тобе, у подножия которой и был воздвигнут мемориальный комплекс Карасаю и Агынтаю батырам. Этот объект, представляющий собой важное как историческое, так и духовное наследие для всех казахстанцев, был открыт 15 октября 1999 года, Мавзолей является символом единства и сплоченности народа Казахстана. 16-метровые башни конусообразной формы соединены расположенной между ними поминальной мечетью. Рядом с могилой знаменитых батыров находятся многочисленные захоронения воинов. Однажды во время расколок здесь были обнаружены останки батыра, рост которого составлял около двух метров.
Этот мемориальный комплекс является местом паломничества и экскурсий. По сложившейся доброй традиции к нему приезжают молодожены, здесь же матери благословляют своих сыновей на службу в армии, провожают родных в дальний путь. С высокого холма открывается потрясающий красоты вид на степи Айыртау.
Ежегодно это место посещают сотни людей со всех уголков страны, а также многочисленные иностранные гости. Дважды побывал здесь Президент страны Нурсултан Назарбаев.
Сенсационный Ботай
Айыртауская земля богата на исторические открытия. Одно из них — урочище Ботай — древнейший археологический памятник эпохи энеолита (4-3 тысячи лет до н.э.) Находка, во многом изменившая некоторые представления о жизни древнего мира, принадлежит доктору исторических наук, профессору археологии Виктору Зайберту (1980 г.). Более тридцати лет ученый отдал любимому делу, шаг за шагом углубляясь в прошлое. В итоге, о поистине сенсационном открытии Ботайской культуры заговорили все ученые мира.
Площадь обнаруженного поселения составляет 15 гектаров, расположено оно на правом берегу реки Иман-Бурлук. За период существования поселения древними строителями здесь было построено не менее 250 жилищ. Их площадь составляла от 30 до 70 квадратных метров, а строительным материалом служили глина, сухие ветки, шкуры и кости животных.
Во время раскопок обнаружено более трехсот тысяч артефактов и несколько сотен тысяч костей, большая часть которых принадлежала лошадям. После ряда исследований ученые пришли к сенсационному выводу -именно ботайская лошадь была одомашнена, приручена и использовалась древним человеком на охоте и в домашнем хозяйстве. Это были вовсе не дикие животные, которые паслись на степных просторах.
Для изучения феномена ботайской лошади в Северо-Казахстанскую область приезжали лучшие умы из России, Англии, Германии. Ученые с мировым именем пришли к выводу, что одомашнивание лошади произошло здесь, на Севере Казахстана. Так, Виктор Зайберт перевернул многолетнюю теорию происхождения лошадей, так как ранее считалось, что впервые домашняя лошадь появилась в Центральной Европе.
Интересно, что летом 1983 года в этом месте построили жилище древнего ботайца. Реконструкция себя полностью оправдала. Летом здесь было прохладно и сухо. В осенне-зимний период в жилище не наблюдались перепады температуры. Следовательно, при постоянном соблюдении основных требований по уходу, оно служило человеку в среднем 15-20 лет. Но при этом ежегодно необходимо было подмазывать стены, перекрытия, внутреннюю часть котлована.
В гостях у мудрой Айганым
Еще один объект, заслуженно получивший свое место на Сакральной карте Казахстана, — это усадьба Уалихановых в селе Сырымбет Айыртауского района.
Родовое гнездо Уалихановых было построено в первой половине XIX века и является прекрасным образцом деревянного зодчества. Площадь поместья составляет более 4000 квадратных метров. Сама усадьба изначально состояла из дома с гостиной, школы, мечети, мельницы, жилого дома для прислуги, бани и хозяйственных построек.
Памятник архитектуры был построен для вдовы хана Уали — Айганым (бабушки Шокана Уалиханова — великого казахского ученого, историка, этнографа, путешественника, просветителя) по указу императора Александра I и по приказу генерал-губернатора Западной Сибири Петра Капцевича,
Именно здесь прошло детство будущего ученого. В начале прошлого столетия усадьба была почти полностью разрушена. Восстановили ее лишь в 1991 году.
Расположенное в удивительно живописном месте, у самого подножия гор, родовое поместье Уалихановых является не только уникальным памятником архитектуры, но и одним из самых красивых и завораживающих культурных объектов Казахстана. Перемещаясь по экспозиционным залам, поневоле окунаешься в атмосферу прошлого столетия. Здесь собрано множество экспонатов, в числе которых походный сундук Уалиханова из слоновой кости, генеалогическое древо семьи, копия портрета его любимой бабушки Айганым, выполненного лично великим ученым и многое-многое другое. Всего фонд музея составляют более шести тысяч экспонатов.
После смерти мужа, Айганым еще долго пользовалась ханской печатью. Все, включая представителей власти, были свидетелями значительного авторитета Айганым.
Когда же ханскую власть упразднили, а территории разделили на уезды, губернии и волости, власть в Сырымбете, родовом поместье, оказалась в руках у Айганым
По историческим данным, эта мудрая, дальновидная женщина сыграла большую роль и становлении своего внука как личности. Говорят, что именно она, несмотря на сопротивления матери Шокана Зейнеп, приказала отправить двенадцатилетнего мальчика на учебу в Омский кадетский корпус.
Она была весьма деловой, статной женщиной, знала несколько иностранных языков. Просвещенная Айганым почитала искусство, поощряла тягу к знаниям. В медресе, расположенном в ее усадьбе, преподавали не только религиозные знания, но и основы естествознания.
Айганым умерла 19 ноября 1853 года. С этим домом Шокан Уалиханов связывал многое: детство, родных и особенно истории о его легендарном деде Абылае. В восемнадцать лет Шокан вернулся в этот дом, когда проходили похороны его бабушки, ушедшей из жизни в семьдесят лет.
Акын, музыкант, батыр, полководец.
Правильно говорят, что талантливый человек талантлив во всем. За какие дела ни брался бы Кожаберген — всё у него в руках горело. Он участвовал в составлении свода законов хана Тауке, слагал невероятные поэмы, вел сложнейшую дипломатическую работу и дожил до ста лет.
Как известно, визитной карточкой Жамбылского района Северо-Казахстанской области являются дома-музеи известных казахских поэтов и писателей. Но большое культурное и историческое наследие представляет собой еще одно удивительное по своей энергетике место — это мазар акына, музыканта, батыра и полководца Кожабергена жырау.
Учился Кожаберген в лучших духовных медресе Бухары, Самарканда и Ургенча, где получил высокие знания по арабскому и персидскому языкам, исламу, восточной литературе. Уже в 17 лет он слагал целые поэмы.
Знание восточных языков пригодилось Кожабергену в дальнейшем. Приближенные хана Тауке, высоко оценив талант юноши, поручили ему дипломатическую работу.
Кожаберген участвовал в боях с внешними врагами, показал себя способным полководцем, и в 1688 году в предместье Туркестана главы казахских родов во главе с Тауке ханом избрали двадцатипятилетнего Кожабергена главнокомандующим ханскими войсками.
О подвигах Кожабергена сложены дастаны. Его перу принадлежит историческая поэма «Жетіжарғы». Годы великого бедствия он отразил в своей песне «Елім-ай!» («Родина моя!»), которая выражает чувства и чаяния соотечественников, глубокую любовь к Отчизне. Это одно из самых известных его творений, дошедших до наших дней. Песне и одноименной поэме «Елім-ай» свыше трехсот лет, и они все еще любимы казахским народом.
Кожаберген жырау скончался в 1763 году в столетнем возрасте в своем родном ауле Гултобе (ныне село Богдановка, Жамбылский район СКО).
В 2002 году на месте захоронения Кожабергена состоялось открытие мемориала. Стоит сказать, что в этом году на одном из Градостроительных советов, аким города Петропавловска Марат Тасмаганбетов сообщил, что в ближайшем будущем в областном центре будет установлен монумент великому казахскому акыну и батыру Кожаберген жырау. Фигуру планируют установить на кольце при въезде в город возле озера Пёстрое — на пересечении улицы Жамбыла и Явленского шоссе, которое, к слову, также хотят переименовать и улицу Кожаберген жырау.
Белый дом Абылая
В нашей истории немало государственных и военные деятелей, которые посвятили жизнь великой цели — служению интересам своего народа. Среди них и хан Абылай военный лидер, талантливый полководец, умный политик и грамотный дипломат Казахского ханства.
По просьбе хана Абылая, и с разрешения царского правительства, для его пребывания в окрестностях крепости Святого Петра, вверх по реке Ишим в 1765 году был построен деревянный дом. Несколько поколений историков и краеведов вели поиск документов, которые бы подтвердили исторический факт строительства резиденции хана. В ноябре 2003 года при содействии посольства Республики Казахстан в Российской Федерации из архивов МИД России были получены очень важные документы. В частности, в предписании канцлера М. Воронцова от 21 марта 1762 года Сенату и Коллегии иностранных дел говорится о направлении сибирскому и оренбургскому губернаторам указа о строительстве для султана Абылая «строений не в дальности от здешних границ». Особенно ценным было «Доношение в Коллегию иностранных дел от находившегося в Омской крепости генерал-поручика Шпрингера о построении киргиз-кайсацкому владельцу Аблаю Салтану деревянного дома», датированное 25 октября 1765 года. Речь шла о факте строительства целого комплекса резиденции для степного правителя.
Музейный комплекс «Резиденция Абылай хана» был открыт в Петропавловске Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым в 2008 году Северо-Казахстанская область получила уникальный музей нового типа, не имеющий аналогов в стране.
Здесь, в мемориальном комплексе, посетители могут увидеть родословное древо Абылая, предки которого происходят от знаменитого основателя Казахской орды -Жанибека (потомка Джучи-хана, сына Чингисхана). В залах представлены такие экспонаты, как фигура Абылай хана, его печатка, нагрудное украшение, скипетр, ханское одеяние, оружие, ювелирные изделия, конская упряжь, сундуки, ворсовые ковры ручной работы и многое другое.
В рамках реализации программы «Рухани жаңыру» музей регулярно посещают учащиеся школ области, студенты колледжей и университета, представители ветеранских организаций и т.д. Отсутствие в Казахстане других исторических памятников архитектуры, связанных с именем великого правителя, выдвигает Белый дом Абылая в Петропавловске в число уникальных исторических объектов.
Не потеряем культурный код
В завершение хочется снова обратиться к программной статье Нурсултана Абишевича «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», где он пишет: «Когда сегодня говорят о воздействии чуждых идеологических влияний, мы не должны забывать, что за ними стоят определенные ценности и культурные символы других народов. А им может противостоять только собственная национальная символика. Культурно-географический пояс святынь Казахстана -это и есть такая символическая защита и источник гордости, который незримо несет нас через века».
Именно поэтому, дорогие читатели, у проекта «Сакральная география Казахстана» — особая миссия. Он является одним из элементов каркаса национальной идентичности, о которой так часто говорят ученые и идеологи. Если нация теряет свой культурный код, то разрушается и сама нация, уверен Елбасы, наша главная задача — сохранить код. Сохранить и приумножить.
Евгения ШОЛЬ
При подготовке материала использовались данные с сайтов:
e-history.kz, madenlmura.kz, culturemap.kz
_____________________________________________________________________________________________________________________________
Шоль, Е. Истории — жить, нам -созерцать: Сакральные места Северного Казахстана. / Е. Шоль // Проспект СК. – 1 декабря.- С.8-9 2017