Северо-Казахстанская областная универсальная научная библиотека им. Сабита Муканова
В истории Казахской земли немало государственных и военных деятелей, которые посвятили свою жизнь великой цели —служению интересам народа. В этой плеяде немеркнущей звездой светит Арруах хана Абылая, озаряя идеи сохранения единства нации, территории и независимости. Жизненный путь восхождения во власть, данную ему происхождением, был тернистым в молодые годы и далеко непростым в его зрелые годы.
Учитывая значимость личности Абылай хана и возросшего интереса к историческим событиям прошлого, в течении 2003 — 2004 годов проводились исследования документов о жизни и деятельности Абылай хана в центральных архивах Алматы, Москвы, Санкт-Петербурга и Омска. Был разработан проект по воссозданию и реставрации «Резиденции Абылай хана» в Петропавловске. Финансирование осуществлялось из средств республиканского бюджета. Северо-Казахстанская область получила уникальный музей нового типа, не имеющий аналогов в Республике.
В предписании от 21 марта 1762 года канцлер М.И. Воронцов направил сибирскому и оренбургскому губернаторам Указ «О заведении для Средней киргиз-кайсацкой орды Аблая Салтана и некоторых старшин, чтоб их привязать здешней стороны держаться, приобучить спокойному житью (оседанию), построении им в дальности от здешних границ домов». Исходя из этого указа, генерал-майор Дениев подал рапорт на имя генерал-поручика И. Шпрингера с просьбой об оказании помощи для Абылая-султана и его сына, а также выделить людей, знающих строительное дело, обеспечить их инструментами, предоставить лошадей, телеги и прочие инструменты для строительства дома для Абылая и его семьи. Строительство предполагалось начать на берегу реки Ишим.
Согласно архивным данным, в 1765 г. были возведены: дом для Абылай-хана, канцелярия, баня, помещение для гостей. Рядом же планировалось строительство домов для его близких соратников: батыров Кульсары и Кулеке. Об этом прямо говорится в донесении генерал-поручика И. Шпрингера в Коллегию иностранных дел о постройке дома для киргиз-кайсацкого владельца Абылая.
Местные жители также из поколения в поколение передавали информацию о существовании построек для хана и всегда при этом указывали конкретное место расположения бывшей ставки хана Абылая —на одном из возвышений у Петропавловской крепости. Достоверно известно, что во время пожара все четыре строения резиденции хана были уничтожены и на этом месте впоследствии построено здание военного лазарета.
Об Абылае
Третий хан Среднего жуза, 19-й казахский хан Абылай (1711—1781 гг.) — наиболее значимая персона в истории среди казахских ханов. Настоящее имя хана — Абылмансур, знаменит своей мудростью, бесстрашием и проведением политики «между львом и драконом», то есть Россией и Китаем.
Будучи султаном, Абылай одним из первых добровольно присоединился к Российской Империи и вместе с ханом Абылмамбетом склонил к сближению с Россией более 40 султанов и старшин Среднего жуза. При поддержке Абылая возле Петропавловской крепости была создана крупнейшая в Сибири ярмарка и учреждена таможня, налажены тесные торгово-обменные отношения между российскими купцами и казахами.
Экспозиция музея
Основа экспозиции — жизнь и деятельность Абылай хана—государственного и политического деятеля Казахстана XVIII века. Экспозиция комплекса не только знакомит посетителей с основными событиями из жизни Абылай хана, но и уделяет значительное внимание воспитанию в зрителе чувств патриотизма и преданности Родине.
Экспозиция музея состоит из 4 залов. В первом зале представлены материалы о детских и юношеских годах Абылай хана, настоящее имя которого Абильмансур. Он происходит из знатного рода казахских ханов Дешт-и-Кыпчака—Джучи, старшего сына Чингисхана. Начало XVIII века было неспокойным для Среднего жуза. Для создания атмосферы того времени залы оборудованы жидкокристаллическими мониторами, на которых ведётся видеопоказ документальных фильмов о том времени, а также звучит музыка—кюй, исполненный на кобызе. Становление личности Абылая проходит в один из самых сложных и переломных периодов в истории казахского народа, когда казахское ханство распалось на три жуза и особую опасность представляла соседняя Джунгария. В этой борьбе против джунгар отличились батыры-сподвижники Абылай хана: Богенбай, Кабанбай, Наурызбай, Сары батыр, Кулеке, Кулсары, Кожаберген и др. Также в экспозиции представлено оружие и снаряжение 18 века.
Во втором зале воспроизведены в традиционном казахском стиле апартаменты Абылай хана. Здесь представлена реконструированная по историческим документам опочивальня хана.
Третий зал — тронный. Абылай хан принимал гостей. Центральный экспонат — фигура Абылай хана. В его руках скипетр—символ власти, а на безымянном пальце правой руки — кольцо с его именем. Представлена мужская и женская ханская одежда, оружие, предметы быта. Именно этот зал является излюбленным для большинства посетителей музея. Он привлекает своей внутренней мощью и величественностью.
Четвертый зал посвящён времени правления Абылай хана. Здесь представлены материалы, раскрывающие Абылай хана как великого государственного деятеля, который с честью правил ханством, был умным политиком, грамотным дипломатом, талантливым полководцем. Ему удалось восстановить единство Казахского ханства, его основной задачей было укрепление государства. Внешняя политика Абылай хана характеризовалась гибкостью и компромиссами с такими государствами как Россия и Китай. Абылай хан не отказывался от признания Российского протектората, но не допускал и усиления влияния обеих держав в своих отношениях. Благодаря деятельности этого великого человека казахский народ сумел сохранить свое национальное самосознание, обычаи, историю и культуру. Вся деятельность Великого Абылая в конечном итоге привела к созданию независимого Казахстана.
В стенах комплекса побывало немало зарубежных гостей, которые оставили в книге отзывов огромное количество записей с благодарностями. Здесь есть записи на английском, немецком, китайском и других языках. Кстати, среди почётных гостей здесь были Президент РК, мажилисмены, послы разных стран.
Уникальные экспонаты
Несмотря на то, что музейный комплекс изображает жизнь казахского хана и его народа несколько веков назад, большинство экспонатов здесь современные. Уникальными являются старинные сундуки, седло 19 века, Коран, которому более двух веков. Уникальную семейную реликвию, Коран в кожаном переплёте, отдал в подарок музею мулла одной из городских мечетей.
По словам специалистов, данная книга была выпущена во времена правления Абылай хана. У неё не только дорогой кожаный переплёт, но и особые заметки на полях. В современных изданиях такого уже нет. Священное издание на арабском языке хранили в селе Горбуновка дети и внуки двух братьев-священнослужителей.
В книге нашли закладки, из которых следует, что её брали с собой в Санкт-Петербург в 1900 году. Кто и зачем туда возил Коран, так и осталось загадкой. Последний владелец Корана, майор в отставке, а ныне мулла Куаныш Беркимбаев решил, что его реликвия достойна музейной полки.
«Белый дом Абылая» — это музей, рассказывающий о жизни и деятельности великого хана, в его залах посетители могут ознакомиться с документами, связанными с эпохой правления Абылая, дающими представление о его государственной деятельности, направленной на сохранение независимости и территориальной целостности казахской земли. Исторические документы, представленные в залах музея, объективно отражают становление казахстанско-российских отношении.
Сегодня двери Резиденции Абылай-хана в Петропавловске открыты для всех желающих.
Подготовила Ольга ВАЙТОВИЧ
Справка
Белый дом Абылая на севере Казахстана вошёл в сакральную карту страны. Ставка хана Абылая у крепости Петра в Петропавловске — памятник истории и культуры республиканского значения. Колонизации северного региона Казахстана и продвижению вглубь страны предшествовало строительство в 1752 году на высоком побережье реки Ишим крепости святого Петра, как центрального форпоста Пресиогорьковской линии военных укреплений. Поводом для строительства крепости послужило налаживание политических и торгово-экономических отношений между российской администрацией и ханской властью. В связи с этим возникла необходимость в строительстве также специальной резиденции хана для решения вопросов, возникавших в ходе участившихся казачьих рейдов в степь, угоном скота у коренного населения и захватом земельных участков. Архивные материалы свидетельствуют, что «по просьбе его, Абылая, для пребывания его построен прямо у крепости святого Петра, вверх по реке Ишим в горах Енгистау, в 1765 году деревянный дом». Таким образом дом Абылая был предназначен не только для пребывания, но и для решения конфликтных ситуаций. Существовали различные предположения о местонахождении здания. В настоящее время достоверно известно, что оно находилось в 2-3 км от крепости, на «горе» (имелась в виду местность), которая впоследствии (со второй половины XIX века) оказалась в черте города Петропавловск. Деревянное здание, вероятно, сгорело во время одного из пожаров, а на его месте (по одной из версий) в 1829 году было возведено каменное.
___________________________________________________________________________________________________________________________
Вайтович, О. Резиденция Абылай хана в Петропавловске вошла в сакральную карту: Сакральная география. / О. Вайтович // Петропавловск KZ. – 1 декабря.-С.8 2017