Северо-Казахстанская областная универсальная научная библиотека им. Сабита Муканова
В карту сакральных мест Северо-Казахстанской области сегодня входят 19 объектов, из которых шесть включены в Республиканский реестр.
— Сейчас я изучаю документы 30-х годов о захоронениях Петропавловска. Нужно найти документальное подтверждение, что отец Магжана Жумабаева Бекен похоронен на старом мусульманском кладбище, на территории которого сейчас расположен центральный городской парк. По рассказам жены брата Магжана Жумабаева Бибижамал, отец Магжана умер через три дня после того, как прибыл в Петропавловск из Ташкента, и был похоронен на этом мусульманском кладбище. В 2008 году на месте захоронения был установлен памятник. И сегодня мы ищем документы, подтверждающие, что это действительно место погребения отца Магжана Жумабаева, — рассказала «Литеру» директор Северо-Казахстанского государственного архива Сауле Маликова.
Благодаря кропотливой работе архивистов документальное подтверждение имеют все 19 объектов СКО, предложенные для включения в Сакральную карту области и страны. Искать документы сотрудникам архива приходится как в Казахстане, так и в России. Ведь до революции Петропавловск входил в состав Омской губернии, поэтому многие документы, которые могут пролить свет на историю того или иного объекта, теперь находятся в Омске, а то и вовсе в Санкт-Петербурге или Москве, куда приходится направлять запросы. В настоящее время, по словам Сауле Маликовой, по запросу североказахстанских архивистов получены копии необходимых документов из исторического архива Санкт-Петербурга. И теперь новые объекты религиозного культа, памятные места битв и захоронений батыров, рассказы о которых передаются из уст в уста в виде легенд и преданий, могут войти в Сакральную карту области и страны, получив документальное подтверждение. Сегодня ученые говорят уже о 40 объектах в СКО, достойных быть увековеченными на этой карте.
С поклоном к предкам
В Сакральную карту Казахстана входит мемориальный комплекс Карасай и Агынтай батыров. Захоронения батыров на сопке Кулшынбай-тобе в Айыртауском районе СКО были местом паломничества и поклонения местных жителей задолго до того, как в 1999 году там возвели и в их честь мемориальный комплекс с мавзолеем. Он состоит из двух конусообразных башен 16-метровой высоты, символизирующих боевые шлемы легендарных батыров, между которыми стоит поминальная мечеть высотой 12 метров.
По легенде, в XVII веке Карасай батыр из рода шапрашты и Агынтай батыр из рода аргын защищали эти земли от иноземных захватчиков. Без малого за полвека своего ратного труда они выиграли более 200 битв, а когда погибли в бою, были похоронены рядом на вышеназванной сопке. Кстати, во время раскопок в этих местах было обнаружено множество захоронений воинов.
Так как на это священное место люди приходили, чтобы помолиться и попросить о помощи, возле надгробий батыров было решено сделать «шырак» (лампа, светильник), зажигая который посетители могут обратиться к духам предков (аруахам) за помощью. По традиции сюда приезжают за благословением молодожены, юноши перед уходом в армию и студенты, уезжающие в далекие края на учебу.
В надежде получить исцеление люди приезжают к другому объекту, включенному в Сакральную карту СКО, — к месту захоронения Кулсары батыра в Есильском районе. «Имя батыра Кулсары впервые встречается в документах, датированных 1739 годом. В этом году он участвовал в церемонии коронации хана Абулмамбета. В первых числах августа 1742 года Кулсары совместно с группой султанов, батыров и биев Среднего жуза в Оренбурге присягнул на верность российскому царю. В последующие годы Кулсары вместе с Кулеке батыром (1710-1771) несколько раз ездили в качестве посланцев султана Абылая в российские города для решения межгосударственных вопросов. Также Абылай возлагал на своих помощников от своего имени и от имени роди атыгай Среднего жуза проведение переговоров с пограничными властями», « говорится и Энциклопедии СКО об этом историческом деятеле.
По преданиям и легендам, этот батыр был не только смелым и талантливым организатором, народ удостоил его знании аулие — святого, потому что он мог предсказывать надвигающиеся угрозы и лечить больных. В надежде излечиться от тяжелого недуга к месту его захоронении и сегодня приезжают казахстанцы, в том числе и из других регионом страны. В 1958 году на месте погребении батыра Кулсары его потомок в шестом поколении Калиаскар Рахимом установил памятный камень и железную оградку. А в 2011году, в год 300-летия Абылай хана, в честь его ближайшего сподвижника был открыт мазан Кулсары батыра Бориулы.
В число сакральных мест включены природно-ландшафтные и религиозные объекты, объекты, связанные с именами великих людей и другие памятники культурно -исторического наследия. При их выявлении мы прежде всего руководствуемся документальными материалами и сведениями о тех местах, куда люди идут на паломничество, -рассказала Сауле Маликова.
Храмы как музеи
И число сакральных мест включен и Собор святых Петра и Павла, давших названне городу Петропавловску. Построен он был в первой половине XIX века. Исторические документы свидетельствуют, что на месте собора в начале XIX века располагались Покровская церковь, разобранная в 1812 году, по неизвестным причинам, до основания. На ее место по вновь составленному плану, с большими изменениями, 22 октября 1813 года была заложена новая.
_____________________________________________________________________________________________________________________________
Жумалиева, З. Живая история: сакральная география Северо-Казахстанской области. / З. Жумалиева // Литер. – 11 ноября.- С. 12 2017