Знаменитый певец, поэт, народный композитор.
Родился в ауле Жанажол Жамбылского района Северо-Казахстанской области.
Обладал выдающимися вокальными данными, мастерски аккомпанировал себе на домбре. Создал оригинальные музыкально-поэтические произведения. С юношеских лет участвовал в народных празднествах, айтысах.
Встреча с Абаем в 1865 году во многом способствовала дальнейшему развитию поэтического, композиторского и певческого искусства Биржана сала.
Учился у известных певцов, поэтов и композиторов. На территории Северного Казахстана и Кокшетау, объединив талантливую молодежь, создал своеобразный кочующий театр. Биржан сал прославился в народе как «сал», объединив в своем творчестве все виды народного искусства: музыкальные, поэтические, драматические.
Сохранилось около 60 песен Биржана сала, среди которых такие признанные шедев-ры, как «Біржан сал», «Алтын балдақ», «Ақтентек», «Жаймашуақ», «Бурылтай» и др.
Ведущее место в творчестве Биржана сала занимает тема любви, ей посвящены песни «Айтбай», «Ғашығым», «Ғашықжар», «Ләйлім-шырақ», «Қаламқас» и др., отличающиеся лиризмом, искренностью и глубиной чувств, свежестью поэтической интонации.
Гордым скакунам, обгоняющим ветер в бескрайней степи, посвящены песни о его любимых конях: «Телқоңыр», «Ақсеркеш» и др. Верную спутницу-домбру воспевает акын в песне «Орынбор әні».
Но художника вдохновляли не только молодость и красота, но и родная природа Приишимья, радость бытия.
Будучи глашатаем народа, выразителем его чаяний, он смело обличал в своих песнях произвол степных воротил, таких, как волостные Жанбота и Азнабай. Гневом и презрением звучат песни «Жанбота», «Адасқақ» и др.
Печатью трагизма отмечены песни последних лет жизни: «Жамбас сипар», «Теміртас», проникнутые безысходностью и печалью.
Биржан сал был непревзойденным мастером айтыса: его поэтическое состязание с Сарой Тастанбекқызы, на которое он специально приехал в далекое Семиречье, стало классикой этого жанра.
Он участвовал в борцовских состязаниях, показывал различные игры и был увлекательным рассказчиком. Ни один праздник, той, ни одна ярмарка Петропавловска, Тайынши, Коянды не обходились без него.
Биржан сал оставил после себя много учеников и последователей в северных об-ластях Казахстана, в их числе Ахан сере Корамсин, Жаяу Муса Байжанов, Асет Найманбаев, Балуан-Шолак Баймурзин, Доскей Алимбаев, Култума Сармуратов, Укили Ибрай, Естай и другие.
Песни Биржан сала продолжают жить в народе, они стали предметом серьезных научных исследований современных музыкантов, литературоведов и фольклористов.
Музыкальное наследие Биржан сала переиздавалось в виде поэтических сборников.
Народный артист СССР, композитор Мукан Тулебаев написал оперу «Биржан и Сара» (либретто К. Жумалиева, 1946), в основу которой был положен айтыс прославленных акынов.
Умер Биржан сал 1897 году на территории нынешнего Енбекшильдерского района Акмолинской области.