
Настоящее имя Сегиз Сери — Мухамедканапия Бахрамулы Шакшаков. Родился в селе Гультубе- Маманай нынешнего Жамбылского района Северо-Казахстанской области. С 10 лет стал известен своим поэтическим и исполнительским мастерством Его предок Ко-жаберген был поэтом, певцом, батыром.
Отец Мухамедканапии Бахрам был не только батыром, но и религиозным, образованным человеком. Он сам учил сына грамоте по-мусульмански, стрелять из лука и ружья, владеть копьем, саблей, искусству наездника, обучал различным приемам борьбы. Когда Мухамед-канапия вырос, стал мастером, умеющим все: плести камчи, делать для юрты все сос-тавляющие, сёдла, уздечки, конскую сбрую и пр.
«Сегиз» («восемь») — так прозвали его родственницы. Дело в том, что восьмилетний Му-хамедканапия на охоте, куда он сам попросился, смог пристрелить бегущего сайгака. Поз-же к этому прозвищу добавилось «Сери», так как он с 13-ти лет играл на домбре и пел, а повзрослев, приохотился к ловчим птицам — беркутам, ястребам.
В 17 лет Сегиз сам поехал в аул старшего султана Чингиза Уалиханова, в Кусмурын ны-нешней Костанайской области. Чингиз, восхищенный мастерством талантливого юноши, назвал своего новорожденного ребенка в его честь — Мухамедканапия. Желая, чтобы его сын был так же талантлив, специально пригласил Сегиз Сери на празднество в честь рож-дения Шокана.
Русские власти Омска хотели использовать поэта для переговоров с главами казахских родов, влиятельными судьями. Поняв, что их главной целью является завладеть плодород-ными землями, Сегиз вначале выразил им устное недовольство; так как это никак не пов-лияло на исход дела, взялся за оружие. Собрав джигитов, он выступил против колонизато-ров. Знавший военное искусство в совершенстве, он не боялся устраивать засады хорошо вооруженному войску, сам выслеживал их, не раз одерживал победы. Но силы были не-равными. Царская власть распорядилась поймать бунтаря, чтобы сослать его в Сибирь, а в случае сопротивления убить. Сегиз был вынужден переехать вместе с верным другом Ни-язом в сторону Сырдарьи.
На берегах Сырдарьи, где было много празднеств и ценителей искусства, дарование Се-гиза обнаружилось в полную силу. Везде он был красой и душой общества, написал мно-го стихов и песен в честь любимых девушек. Известный и ранее военными подвигами, он и здесь организовал отряд против вооруженных разбойников из Бухары, Хивы, грабив-ших скот у мирных жителей, неоднократно давал им отпор.
Тем не менее, и здесь нельзя было оставаться в связи с преследованиями царских властей. Вместе с сопровождавшими его джигитами он двинулся в Западный Казахстан. Здесь, на берегу Яика и в песках Нарына, начинали появляться очаги недовольства политикой на-силия, проводимой царем и ханами. Сегиз легко вписался в местное общество, тем более что они приходились ему родней со стороны матери. Он давал военные советы восстав-шим во главе с Исатаем и Махамбетом.
И здесь поэт пробыл недолго, перебрался на Кавказ, участвовал в восстании мусульман, возглавляемом прославленным Шамилем (1837–1841). Он побывал в Иране, Афганиста-не. Через 4 года он вернулся на берега Сырдарьи. Все это описано им в дастане «Қашқын келбетi» («Облик беглеца»).
По прибытии в Акмечеть Сегиз стал налаживать связи с известными волостными и судьями через людей, которые приезжали из Арки на берега Сырдарьи. Получив про-щение Омского генерал-губернатора через старших султанов и судей, имевших влияние на представителей власти, он вернулся в отчие края. Вскоре поэт женился на понравив-шейся ему девушке Ырысбике, появились дети, он стал семейным человеком. В этот пери-од Сегиз стал известен как певец, композитор, поэт, любитель веселья. В юности сам Бир-жан сал, Жаяу Муса, Укили Ыбырай, Нуржан Наушабаев, Ибрай Алтынсарин и другие получили напутствие Сегиза, переняли его искусство. Именно они распространяли среди народа песни Сегиза. Жаманкул Дандибайулы, один из многих его учеников, расска-зывал: «Я сам познакомил людей с 55 песнями Сегиза. <… > В разных местах я сыграл 45 кюев Сегиза».
Судя по этим высказываниям, далеко не все песни Сегиза дошли до нас. Многие из них стали считаться народными или стали приписываться другим исполнителям, которые распространяли песни Сегиза. А его кюи вообще никто не изучал. В фонде древних ру-кописей Академии наук находятся рукописи его поэтических размышлений, дастаны «Ер Исатай», «Жорық», «Қашқын келбетi», «Өкiнiш», «Ақылсыз Шахзада», «Ақбұлақ». А его варианты таких поэм и дастанов как «Ер Tapғын», «Қыз Жiбек», «Айман-Шолпан», «Қозы Көрпеш-Баян Сұлу», «Қамбар батыр» исполнял Жусупбек Шайхысламулы, разъез-жая по Сары-арке. Шайхысламулы изложил их на бумаге и опубликовал в Казани под сво-им именем.
Лишения, перенесенные Сегизом во время военных походов, отразились на его здоровье. Поэт умер от воспаления легких в возрасте 36 лет. Нияз Сери, Биржан сал, Жаяу Муса, Нуржан и другие его ученики написали посмертные посвящения в виде песен и дастанов о жизни своего наставника. Они распространили среди народа поэму «Макпал-Сегиз».
Несколько произведений Сегиз Сери, написанные рукой самого автора хранятся в рукописном фонде Центральной научной библиотеки Академии наук Казахстана.
Сегодняшние потомки еще не полностью ознакомились с творчеством Сегиз Сери и с его жизнью. Не будет ошибкой, если сказать, что Сегиз Сери — духовный наставник казахс-ких сери и салов.