Северо-Казахстанская областная универсальная научная библиотека им. Сабита Муканова
В апреле 1918 гада было принято правительственное постановление о строительстве железнодорожной линии Петропавловск—Кокчетав. Документ был подписав В. И. Лениным. Сооружение магистрали вошло ярким событием в историю нашего края и города Петропавловска.
Вспыхнувшая гражданская война отложила на неопределенный срок не только строительство железной дороги, но и любое созидание. Решался вопрос «кто кого». Лишь летом 1920 года в связи с острейшей необходимостью снабжения центра хлебом возведение дороги вновь стало чрезвычайно важным. В конце августа в Петропавловск выехала строительная организация с длинным названием «Управление постройки срочной, продовольственной ударного значения линии Петропавловск—Кокчетав». Работа сдвинулась с мертвой точки. Наряду с центром руководство возведением магистрали осуществлялось Сибирским комитетом государственных сооружений (Сибкомгосоор), расположенный в г. Омске.
Свыше тысячи единиц хранения насчитывает фонд «Управление по сооружению железнодорожной линии Петропавловск — Кокчетав» областного государственного архива. Документы позволяют окунуться в то далекое и трудное время, объективно оценить обстановку, вклад наших дедов в прадедов в дело развития родного края, ставшее сегодня его настоящим.
Люди — главные действующие лица этой гигантской, но тогдашним масштабам, стройки. Местные и приезжие, молодые и не рабочие, мужчины и женщины, к рабочие и специалисты разных национальностей сооружали эту хлебную магистраль, ставшую впоследствии первым звеном нынешней железной дороги — одной из важнейших транспортных артерий Казахстана.
…Строительство начиналось с нуля: не било рельсов, шпал, крепежа. Принимается чрезвычайное решение: разобрать действующий участок пути Екатеринбург — Дружинино и направить снятые рельсы па линию Петропавловск —Кокчетав. Однако в самый последний момент удалось обойтись и без демонтажа: в Петропавловск было переадресовано 70 платформ с рельсами, отправленных с завода Урала.
Естественно, на сооружения магистрали нужны были рабочая сила, техника, транспорт.
Стройке требовались кузнецы и молотобойцы, костыльщики и бетонщики, столяры и плотники; слесаря и каменотесы, землекопы, каменщики, извозчики и многие другие рабочие. Нужны были и опытные руководящие кадры: инженеры-путейцы, техники, организаторы производства. Единственный способ передвижения-лошадь. В октябре 1920 года, например, понадобилось специальные решение Сибревкома о предоставлении права пользования «вновь строящейся линии Петропавловск-Кокчетав одним автомобилем».
Чуть больше месяца обязанности главного инженера и заведующего работами линии Петропавловск—Кокчетав исполнял инженер-путеец Б. П. Рожацский. Затем на основании полномочий, выданных Советом Народных Комиссаров, с 27 сентября 1920 года в должность заведующего строительством вступил И. А. Томчук, а его заместителями стали: по техническим делам, Б. П. Рожанский, по административным и общефинансовым — главкомиссар Л. И. Ильин.
Из Европейской части тогдашней России стали прибывать рабочие-переселенцы с семьями. Хотя их было не так уж много (в декабре 1920 года насчитывалось 1,5 тысячи человек вместе с семьями), жилых помещений, естественно, не хватало. «За неимением линейных помещении— говорилось в одном из приказов, — а также недостаточности таковых при Холодильнике (ныне район Петропавловска) необходимо большую часть рабочих о семьями размещать в прилегающих к линии селениях в порядке реквизиции помещений по мандатам исполкомов местных Советов». Из шпал и местного подручного строительного материала сооружались казармы полуказармы.
Надвигалась холодная Централизованно велось снабжение рабочих дровами и углем а также вещами и обувью. Перечень необходимого состоял из шинелей, ботинок с обмотками» гимнастерок, брюк, лаптей, поясов, шапок, полушубков. Правда оговаривалось, что в случае увольнения со службы покакой-либо причине все вещи необходимо было сдать.
Причина столь острейшей необходимости строительства железной дороги, пожалуй, рельефно обозначена в обращении главного комиссара стройки Л. В. Ильина: «…Нам, построечникам поручено сооружение в ударном порядке продовольственной линии. Срочность этой постройки вызывается необходимостью скорейшего вывоза в центральный промышленный район хлеба и других продуктов. Задача, возложенная на нас, находится в тесной связи с общей первостепенной задачей восстановления хозяйства в стране. В свою очередь… мы испытываем острую нужду в фабрично-заводских продуктах, как-то: мануфактуре, обуви, земледельческих машинах и других железных изделиях. Нет хлеба — нет мануфактуры, нет железа. Есть хлеб — есть и все остальное».
В ноябре 1920 года было утверждены тарифные ставки для всех инженерно-технических, экономических, снабженческих, а также основных и вспомогательных производств. На момент начала строительства тарифная ставка рабочих и служащих составляла от 600 рублей в месяц по первому разряду до 2400 рублей в месяц по высшему, 35-му.
Интересен документ, касающийся переселенцев и их семей. «На основании общего положения о тарифа от 17 июня 1920 года все сотрудник, приглашенные на стройку линии из других мест подлежат удовлетворению безвозвратным пособием, суточными и путевыми расходами. Кроме того, все рабочие и служащие сверх пособии получают дополнительно пособие в размере половины на второго семьи (считая первым себя самого), затем по одной четверти на третьего и четвертого члена семьи и, наконец, но одной пятой пособия на каждого из дальнейших членов семьи». Как видно, большие семьи переселенцев не очень приветствовались…
М. Мелехин, заведующий отделом
использование и публикации
документов облгосархива,
(Окончание в следующем номере).
_____________________________________________________________________________________________________________________________
Мелехин, М. Нелёгкие километры стального пути: Железнодорожная линия Петропавловск-Кокчетав. / М. Мелехин // Трибуна. – 17 декабря 1994