Северо-Казахстанская областная универсальная научная библиотека им. Сабита Муканова
Изучение истории тюрков Туркестана (Казахстана) получило новый импульс только в XXI столетии. В 2001 году в Евразийском национальном университете им. Л. Гумилева состоялась международная научная конференции «Тюркская цивилизация: памятники древнетюркской письменности». Спустя десятилетие тюркская тема стала одним из престижных направлений гуманитарной мысли в стране. Созданы кафедры тюркологии, Академия тюркского мира. Из каких источников мы черпаем знания о тюрках? Почему история тюрков так важна и интересна для нас и сегодня?
Первые сведения в письменных источниках о тюрках — плавильщиках железа, создавших свое государство, именуемое Тюркский каганат, — появляются в 545-552 гг., а легендарные предания гласят, что волчица и ворон в древности спасли их предка.
Во время посещения Чжан Цянем (китайский посол, служивший при дворе императора ханьского периода У-Ди) земель усуней во ІІ веке до н. э. государством управлял тот самый легендарный правитель Кунь-Мо, который согласно запискам автора, оставшись один в десятилетнем возрасте после разгрома племени, был спасен вороном и волчицей. Кунь-Мо почитался святым. Через несколько столетий в китайских письменных источниках VI века сказано, что пара тотемных спасителей — волчица и ворон — по-прежнему оберегают тюрков. В средневековом варианте легенды повторяется тот же мифологический сюжет об их происхождении.
Вместе с описанием событий мифологического содержания сохранились сведения об экономическом и политическом развитии Тюркского каганата, который изначально состоял из Восточного и Западного каганатов. В 558 году каган Западного Тюркского каганата Истеми устанавливает брачно-родственные отношения с шахом Ануширваном, выдает за него свою дочь Факим и, заручившись поддержкой, сокрушает господство эфталитов, ранее контролировавших международную торговлю на Шелковом пути. Уже в 568 году сирийские источники передают информацию о равноправном партнерстве Западного Тюркского каганата в международных переговорах с ведущими державами эпохи — Ираном и Византией. Экономическим и культурным центром Тюркского каганата был город Тараз, куда в период с 568 по 576 год прибыло четыре посольства из Византии. У китайских, византийских, персидских авторов есть сведения об особенностях тюркской дипломатии, описания этнографических характеристик представителей народов, принимавших участие в церемонии встречи иноземных послов, красочные описания быта, особенностей материальной и духовной культуры тюрков.
Достойными внимания являются следующие факты: у тюрков была широко распространена грамотность, они имели письменность, которую принято именовать рунической, развитую денежную систему. Также они являлись искусными металлургами, законодателями моды в области вооружения и ювелирном мастерстве, занимались земледелием, жили в городах и поселениях. Есть описания поклонения тюрков Тенгри, Жер-Су, свидетельства бережного отношения к окружающей природе, считавшейся священной, и к памяти предков, часто обожествляемых ими.
Но что осталось от тюрков на земле Туркестана и сохранились ли свидетельства материальной культуры, которая всегда являлась отражением культуры духовной?
Установлено, что на территории обитания тюрков — от Алтая до Дуная — сохранились памятники, которые отражают высокий уровень их созидательной деятельности. Примечательно, что культовые памятники расположены на землях, природные свойства которых соответствуют современным параметрам национальных парков. Такие живописные территории с обильными водными источниками, богатой флорой и фауной объявлялись священными, обретали статус сакральных. Здесь проходили обряды и создавались многочисленные мемориалы обожествленных предков. Характерными чертами сакральных земель является наличие маркеров традиционной культуры тюрков: курганов и оград с каменными статуями, памятников рунической письменности, родовых тамг, высеченных на скалах, валунах, стелах, изваяниях, и алтарей с чашевидными углублениями.
Исследования тюркских памятников и их сохранение в естественной среде, в ландшафте казахской степи способствуют целостному познанию основ этногеографического и пространственно-временного мировоззренческого феномена тюрков. Сегодня историко-географическая карта Казахстана маркирована тремя уникальными тюркскими сакральными микрорайонами — «Мерке», «Жайсан», «Кумай».
На высокогорном святилище Мерке открыто, документировано, изучено и сохранено 76 каменных скульптур, серия алтарей, четыре памятника рунической письменности, десятки родовых тамг, несколько скоплений наскальных рисунков. Осознание идеи святости родной земли, составляющей основу мировоззрения тюрков, способствовало формированию особого ритуала клятвенной присяги отечеству, где присутствовали божества Жер-Су и Тенгри. Во время ритуала пили священную воду родной земли — символ Жер-Су. Об этом говорят сосуды, изображенные в руках многочисленных каменных статуй обожествленных предков, якобы принимающих участие в этом ритуале. Его цель — подчеркнуть незыблемость традиций и границ священной земли тюрков.
Ранние арабские источники подтверждают, что в традиции тюрков практиковался ритуал закрепления договора питьем воды из сосуда перед образом идола, а древнерусские летописи сообщают, что «тюрки роту пили по своей вере» (в значении «принести клятву»). В казахской лексике и сейчас живо понятие «выпить клятву» — «ант ішү».
Святилище Жайсан — комплекс тюркских культовых мемориалов — находится в долине реки Чу (Шу), сохранившей свое-корневое наименование, происшедшее от Су — вода, символа божества Жер-Су. Ритуальные ограды с каменными статуями вождя, знатных персон, жреца, служителей культа высятся в степи, на своих родовых землях, в местах молений и ритуалов. Большое количество наскальных галерей с великолепными образцами памятников наскального искусства — сценами охоты, изображениями животных с детенышами, верблюдов и оленей, родовые тамги представителей тюркских племен он ок будун, тюргешей, карлуков, культовые памятники составляют единый сакральный комплекс тюрков.
Открытием последних лет стали тюркские культовые мемориалы в долине реки Кумай, расположенные в зоне национального парка «Буйратау», вблизи Астаны. Памятники комплекса Кумай поражают сохранностью ритуальных сооружений, образов тюрков, отображенных на каменных монументах, наличием родовых тамг, сохранившихся в естественной природной среде, где они были созданы и вновь реконструированы учеными, сотрудниками научной лаборатории Президентского центра культуры.
Здесь, как и на памятниках святилища Жайсан, предки тюрков изображены со всеми атрибутами, символизирующими клятвы верности отечеству, стремление защитить и сберечь для потомков родную землю, обеспечить ее благополучие. Отсюда — оружие и сосуды в руках каменных скульптур. Древние мастера изображали предков красивыми и мужественными: широкие брови, большие глаза, прямые носы, изогнутые усы, серьги в ушах. В традиционной культуре тюрков серьги служили для обозначения мужественного характера персоны. Заметим, что достойные мужи носили и ожерелья с драгоценными каменьями. Такими же, как на каменных статуях святилищ Жайсан и Кумай, изображены тюрки в живописных сценах парадных залов средневековых городов Южного Казахстана, Узбекистана, на стенках саркофага Восточного Туркестана и описаны в письменных источниках средневековых авторов.
Священная земля была центром актуализации мифа о происхождении тюрков и в традиционном мировоззрении воспринималась как центр родовой территории. На всем пространстве тюркского мира сакральные земли маркировались священными символами — образами великих предков, высеченных в камне, тамгами, алтарями, наскальными рисунками, выбитыми на камне надписями.
Районы локализации тюркских культовых памятников отличаются уникальной природной средой. На территории созданного в 2010 году государственного национального парка «Буйратау» находится археолого-этнографический комплекс «Кумай». Согласно Программе развития особо охраняемых природных территорий государственный национальный парк «Мерке» и государственный заказник «Жайсан» будут созданы в 2013 году.
Трепетное отношение к природе, характерное для тюрков, нашло отражение и в топонимике. В районах локализации тюркских сакральных памятников повсеместно присутствуют наименования, определяющие качественные свойства ландшафта. Например, святилище Мерке («мерки» с персидского означает «центр») находится в непосредственной близости от источника Аулиеколь, у подножия вершины Аулие. Памятники святилища Жайсан находятся в долине, расположенной на северо-западных склонах хребта Кіндіктас (Камень-пуповина). Топоним реки Кумай, в долине которой высятся парные статуи тюркских батыров, этимологически восходит к имени древней богини Умай, покровительницы семьи, детей, тюркской богини плодородия. В традиционном мировоззрении тюрков Умай являлась второй ипостасью богини Жер-Су…
Сегодня уникальные памятники культуры, сохранившиеся в естественной среде, требуют к себе особо бережного отношения. Они позволяют нам прикоснуться к первозданной истории, попробовать пережить те же чувства, что и наши далекие предки, создававшие для потомков памятники в степных просторах.
Хочется сказать несколько слов и о деятельности общественного фонда «Тюркское наследие». На протяжении многих лет он оказывает содействие в изучении и сохранении тюркских памятников, ведет издательскую деятельность, пропагандирует национальную историю. На данном этапе фонд направляет свои усилия на разработку и создание туристских маршрутов к памятникам тюрков, расположенным на территории Казахстана. Это позволит популяризировать исторические знания, развивать отечественный туризм.
Перспективность этого направления определяется растущим интересом к тюркской истории как казахстанцев, так и наши зарубежных гостей. Памятники святилищ Кумай, Мерке, Жайсан расположены в живописных уголках степи, доступны и ждут всех, кому небезразличны история родной земли, казахское и тюркское культурное наследие, оставившее заметный след в мировой цивилизации.
__________________________________________________________________________________________________________________________
Досымбаева, А. Сакральные памятники тюрков / А. Досымбаева // Казахстанская правда. – 14 октября. -С.12.-2011.