В годы войны театр Петропавловска сыграл порядка 360 спектаклей, из них более 30 премьер, и показал свыше 2,5 тысяч концертов. И все четыре года, пока шла Великая Отечественная война, храм Мельпомены не прекращал работать.
Об этом корреспонденту «Недели СК» рассказала заведующая музеем русского театра драмы им. Н. Погодина Людмила Лошакова.
В Погодинке в премьерные дни постановки «Это, девушки, война» была развернута тематическая фотовыставка «Никто не забыт и ничто не забыто».
– В этой экспозиции мы постарались отразить военное время в снимках, в вырезках из газет через призму нашего театра, — рассказала Людмила Николаевна.
По ее словам, спектакль «Кремлевские куранты» о жизни и деятельности Владимира Ильича Ленина по пьесе Николая Погодина был первым в афише летних гастролей 1941 года. А премьера состоялась в ноябре последнего мирного сезона в 1940-м году. Работал над постановкой и играл в ней главную роль А. Ковалевский, который незадолго перед этим принял художественное руководство театром.
Труппа добилась тогда впечатляющих результатов. С «Кремлевских курантов» начиналась театральная Лениниана в Петропавловске. С этой сценической работой артисты нашего города побывали с гастролями в других городах. В гастрольном туре их и настигла война.
Двенадцать погодинцев тогда поменяли сценические костюмы на военную форму, среди них был и директор театра Горлин. Большинство из них погибли, защищая Родину.
– Осенью 1941 года, когда в Петропавловск стали приезжать эвакуированные, в труппу влились новые актерские силы – А. Краснопольский, Л. Покрас, Э. Мильтон, К. Чосс и др. Работали много и напряженно. Спектакли и концерты играли на призывных пунктах, в воинских частях, госпиталях, выезжали к сельским труженикам, — продолжает Людмила Лошакова. – Директором театра в те годы (1940-50-е) был Лев Покрас -яркая, талантливая личность, артист (его фото тоже представлены на выставке). Он пользовался большим авторитетом у руководства города, его любили и артисты, и зрители. Театр всегда был полон зрителей, несмотря на трудности и проблемы военного времени.
Иногда спектакль прерывался, на сцену выходил директор и объявлял, что наши войска освободили тот или иной город или территорию от врага. После этого в зрительном зале долго не прекращались овации. Люди радовались, плакали и обнимались.
Неизгладимое впечатление на зрителей производил спектакль по пьесе Константина Симонова «Русские люди», режиссером которого был А. Ковалевский.
В этот период был поставлен и спектакль по пьесе М. Ауэзова «Гвардия чести». В основе её лежали подлинные события -героическая оборона Москвы воинами 316-й стрелковой дивизии под командованием Панфилова. Образ талантливого полководца создал артист А. Ковалевский.
В те времена пользовался популярностью и любовью зрителей и актер П. Рогальский. Он первым был удостоен звания Народного артиста Казахской ССР.
Впоследствии четверо актёров и работников театра – участников войны и работников тыла – были награждены орденами и медалями. А. Крохлев и В. Матвеев были удостоены высокого звания «Герой Советского Союза».
25-летие Казахской ССР было отмечено постановкой трагедии М. Ауэзова и Л. Соболева «Абай». Роль выдающегося казахского поэта, демократа-просветителя стала вехой в творческой судьбе А.С. Ковалевского. Ему было присвоено почетное звание заслуженного артиста Казахской ССР.
Особая репертуарная ветвь – пьесы казахских драматургов. На петропавловской сцене шли пьесы «Гвардия чести» М. Ауэзова и А. Абишева, как упоминалась ранее, рассказывающая о подвиге гвардейцев Панфиловской дивизии, сформированной в Казахстане; «Козы Корпеш и Баян сулу» и «Завещание потомкам» Г. Мусрепова, «Миг и вся жизнь» О. Бодыкова, «Ночь при свечах» Н. Оразалина, «Сакен Сейфуллин» и «Улпан ее имя» («Белая верблюдица») С.Муканова.
***
Органично дополнила выставку «Никто не забыт и ничтоне забыто» экспозиция на военную тематику, подготовленная историко-краеведческим музеем Есильского района.
– Мы привезли сюда уникальные экспонаты, — отметила директор музея Галина Попова.
Она рассказала, что музей в Явленке был основан в 1972 году как музей боевой и трудовой славы. По крупицам материал для него изначально собирал известный в области краевед Михаил Петрович Ключеров. 17 лет с начала основания музея он был главным хранителем фондов.
– В 1983 году Министерство культуры Казахской ССР нашему музею присвоило звание народного, а с 1990 года музей получил статус государственного, — отметила Галина Владимировна. – Экспонаты музея рассказывают о более чем вековой истории района, о людях, оставивших яркий след в его развитии. Музей имеет шесть экспозиционных залов. В его фондах более пяти тысяч единиц хранения: от мелких до самых крупных экспонатов.
В нашем музее проводятся экскурсии, встречи с интересными людьми, осуществляется научно-исследовательская деятельность по различным направлениям: изучение истории края, создание сёл; изучение традиции культуры наших предков. Музей работает в тесном контакте с районным клубом «Земляки», районным советом ветеранов, проводит большую военно-патриотическую работу. А еще часть экспонатов мы иногда вывозим на выставки, как сейчас.
Также Галина Попова рассказала, что на защиту родины из Есильского района ушли воевать более 7 тысяч человек, около 4 тысяч из них погибло…
– В нашем районе родились шесть героев Советского Союза, – отметила Галина Владимировна. – Один из них Тимофей Семенович Позолотин – командир 17-го гвардейского танкового полка 1-го гвардейского механизированного корпуса 3-й гвардейской армии Юго-Западного фронта. 23 ноября 1941 года он был награждён орденом Красного Знамени за то, что в течение 17 дней его батальон непрерывно находился в боях в районе Малоярославца и Боровска, при этом уничтожив до двух рот пехоты, шесть противотанковых пушек и 12 танков противника, три из них были уничтожены лично Позолотиным.
В декабре 1942-го танковый рёд частей полка. Звание Героя Советского Союза присвоено ему в январе 1944 года. Погиб в феврале 1944 года в боях за освобождение Украинской ССР. Его бюст установлен в селе Ильинка. — Прим. А. Л.) и 105 лет со дня рождения Жалела Кизатова. В Есильском районе есть колледж, который носит его имя.
Жалел Кизатов с сентября 1941 года был на фронтах Великой Отечественной войны. К сентябрю 1943 года уже командовал взводом управления батареи 154-го гвардейского артиллерийского полка 76-й гвардейской стрелковой дивизии 61-й армии Центрального фронта. Отличился во время битвы за Днепр.
28 сентября 1943 года Кизатов одним из первых переправился через Днепр в районе села Мысы Черниговской области Украинской ССР и произвёл разведку системы ведения огня в немецкой обороне, после чего до 3 октября успешно корректировал артиллерийский огонь.
Звание Героя Советского Союза присвоено ему в январе 1944 года. В 1945 году окончил Высшую офицерскую артиллерийскую школу. В том же году в звании капитана уволен в запас. До выхода на пенсию работал начальником Кызыл-Ординского областного производственного управления хлебопродуктов. Ушел из жизни в 1999 году, похоронен в Кызылорде.
В память о герое установлены его бюсты в селе Покровка Есильского района, где он учился в сельскохозяйственном техникуме, и на могиле в Кызылорде.
Экспозиция состоит из двух разделов.
В первом представлены работы из фондов музея, всего их девять. Это масштабные живописные полотна, созданные знаменитыми художниками: Айтымбаем Молдабековым -«Годы боевые», Абельденом Сапуговым – «Когда нет огня», Виктором Цветковым – «Партизанка Лариса» и др. Авторы скульптурных произведений: Ескен Сергебаев – «Мать», Муса Сеисов – «Военная весна» и др.
Во втором разделе представлены десять произведений членов Союза художников Казахстана и городских авторов на тему трагических событий и победы в Великой Отечественной войне. Яркие, эмоциональные работы авторы выполнили в разных техниках изобразительного искусства: живопись, акварель, графические композиции.
В этом юбилейном году, в честь 80-летия Победы, выставка пополнились и новыми тематическими произведениями современных художников города: Галии Абеновой, Марата Кожахметова, Анатолия Тюрина и других. Через свое творчество они попытались раскрыть тему утрат и лишений тяжелейших лет Великой Отечественной войны и радость Великой Победы.
– Наша экспозиция будет интересна всем. И если хочется почувствовать дух праздника Великой Победы, нужно обязательно заглянуть к нам. Выставка будет доступна к просмотру в течение двух месяцев, — сообщила сотрудница музея искусств Вера Гончарова. – Мы должны не забывать о подвигах наших героев и прививать чувство патриотизма подрастающему поколению. Поэтому у себя мы всегда с удовольствием принимаем школьные экскурсии. А делать тематические выставки к 9 мая стало уже традицией. В фондах имеется большая и ценная коллекция работ, посвященных Великой Отечественной войне и Победе. Некоторые из художников были участниками войны. И после возвращения с войны эта тема ярко и правдиво отражалась в их творчестве.
Здесь можно привести яркий тому пример – Айтымбай Молдабеков с его полотном «Годы боевые». Он изобразил бойцов в окопе перед битвой…
– Картина настолько реалистично передает эмоции, что создается впечатление, что ты и сам погружаешься в это событие. Здесь еще играет большую роль размер полотна – картина занимает почти все пространство стены (ее размер около двух метров в длину и больше метра в высоту). Кстати, в наших фондах именно картины на военную тематику самого большого размера. Есть еще одна, еще больше «Дети войны». В этот раз мы ее не выставляем. Она ждет своего часа… Все полотна написаны масляными красками на холстах, – отмечает Вера Гончарова.
Внимание зрителей, безусловно, привлечет произведение «Перед выступлением». Оно написано в 1944 году, но не имеет военного сюжета. На картине изображены балерины, которые готовятся выйти на сцену.
– Данная работа интересна именно тем, что написана в трудные военные годы. Ее автор – художница Александра Плесовская, — поясняет Вера Гончарова. – Данное полотно сшито из двух кусков холста, сам шов идет по центру. Это говорит о дефиците материалов в военные годы, который не умерял пыл творить и рассуждать о прекрасном через живопись.
Конечно, это лишь часть работ на военную тематику, нам всегда есть что показывать. На этот раз захотелось рассказать через творчество и про само событие, и про чувства, связанные с ним: веру в победу, надежду на мирное будущее.
Очень четко в выставке прорисован образ солдата-победителя через работу с аналогичным названием. И в этой картине как будто кульминация… Это центр экспозиции, и нужно долго вглядываться в лицо бойца, чтобы почувствовать – это сладостное чувство победы и мира, воцарившегося в душе.
Впрочем, лучше это видеть своими глазами…
Людмила Лошакова. Театр в военные годы: «Никто не забыт и Ничто не забыто» // Неделя СК.- 2025.- 8мая.- С.6