Шоже Каржаубайулы — акын, импровизатор, непобедимый мастер айтыса. Творчество и талант Шоже Каржаубайулы, его произведения оцениваются как одно из выдающихся достижений степного творчества казахского народа. Родился в 1808 году в Кызылтауском районе Кокшетауской области /ныне Уалиановский район Северо-Казахстанской области/. Происходил из казахов рода атыгай.
С детства играл на кобызе, домбре, увлекался поэтическим искусством. Участвуя в различных празднествах, торжествах, пирах, рано заслужил народное признание. Испытал тяжелое бремя бедности, слепоты. Поэтому свое поэтическое дарование вынужден был использовать в качестве средства к существованию. Некоторые его произведения «Диукею», «Хвала Бийтику» посвящены восхвалению отдельных известных лиц. Вместе с тем, Шоже беспощадно критиковал богатых, алчных людей, смело разоблачал произвол, несправедливость.
Шоже — крупный мастер айтысов. Его слова «Хотя был слеп, но ни в чем не уступал семнадцати поэтам» свидетельсвуют о том, что он вступал в айтыс, в поэтическое состязание со многими известными поэтами своего времени.
Особенно популярны были айтысы Шоже Каржаубайулы с Орынбаем, Балта, Тезеком, Серали, Шортанбаем и другими, В состязаниях с Балта и Тезеком акын обличал несправедливости, чинимые феодальной верхушкой.
«Судья Желтоша, ты
И взятки берешь, и взятки даешь
Ты перед дверью стоишь рая и ада —
Еще неизвестно, куда попадешь,
Мздоимец, душа у тебя крива
Как смел ты сказать мне такие слова?»
Шоже сформировался под воздействием тех изменений, которые принес в казахские степи 19 век. Именно поэтому Ч.Ч.Валиханов считал его «новейшим певцом», который вводил в эпос новую стихотворную форму олена с упорядоченной строфой и рифмой, изменял содержание исконного запаса сказаний тематикой и сюжетами захожих дастанов «Они поют теперь Сеит-Байтола-ходжи и любовь Юсупа и Зюлейки, жизнь Ибрагима и прочее».- писал Чокан Валиханов об Орынбае, Шоже и им подобных «новейших певцах».
Шоже был прекрасным исполнителем лиро-эпических поэм. Лучшие варианты народной поэмы «Козы Корпеш и Баян-Сулу» были записаны в 60-х годах 19 века из уст Шоже и один из них 5 марта 1864 года в Омске, на квартире Чокана Валиханова.
Во время лечения в ауле отца Чокан встречался с лучшими певцами того времени: Шоже, Орымбаем, Тогжаном, Арыстамбаем и другими. От них он записал весьма интересные образцы казахской народной литературы. Шоже он оценил как непревзойденного знатока лучших образцов устного народного творчества и народных летописей. В письме А.Н.Бекетову Чокан писал: «Занятия мои в степи идут успешно. Я собрал очень много сказок, эпических сказаний, песен и занимаюсь теперь изучением киргизских законов…» По оценке Ч.Валиханова, Шоже был непревзойденным знатоком лучших образцов устного народного творчества и народных летописей (родословной). А.Кунанбаев, С.Торайгыров высоко ценили поэтический талант Шоже, искренне уважали его за беззаветную память, смелость
Умер Шоже в 1895 году, похоронен там же, в Уалихановском районе.