Северо-Казахстанская областная универсальная научная библиотека им. Сабита Муканова
Музей Шокана Уалиханова, усадьба его бабушки Айганым, поселение Ботай. В этих и других сакральных местах Айыртауского района Северо-Казахстанской области побывали участники экспедиции «Атамекен», организованной республиканскими газетами «Egemen Qazaqstan» и «Казахстанская правда» в рамках юбилейной даты — 30-летия Независимости Казахстана. Мы тоже стали участниками этой группы и посетили объекты с особенной историей.
Дух того времени
Первая остановка в нашей поездке — Сырымбетский историко-этнографический музей имени Шокана Уалиханова, который был открыт в 1985 году и входит в состав историко-этнографического комплекса, находящегося в селе Сырымбет Айыртауского района. Музей состоит из шести экспозиционных залов, в которых, кроме всего прочего, размещены различные материалы о жизни и творчестве первого казахского ученого, историка, этнографа, фольклориста, путешественника, просветителя и востоковеда, а также его родственниках. В отдельном зале, посвященном научно-исследовательской деятельности и путешествиям Шокана Уалиханова, находятся карта казахской степи, составленная им, зарисовки наскальных изображений и другое.
«Мухаммед-Ханафия — такое имя получил при рождении мальчик, которого мать ласково называла Шокан, и в разных уголках мира знают его под этим именем. Шокан прожил короткую, но очень яркую жизнь. То, что он успел сделать, заслуженно принесло ему мировую известность. О нем было снято очень много фильмов, о его жизни и деятельности писали Сабит Муканов, Ирина Стрелкова, Семен Марков… Его именем названы школы и другие объекты», -рассказал экскурсовод музея Дамир Тулеуов.

В экспозиции также есть уникальные предметы, связанные с семьей Шокана Уалиханова: родословное древо, подлинный сундук из слоновой кости, его рукописи, книги, документы и многое другое. Тем, кто хочет более подробно узнать об этом уникальном человеке, нужно обязательно посетить музей.
После увлекательной экскурсии мы поехали в еще одно необычное место, расположенное в трех километрах от музея, — на усадьбу бабушки Шокана Уалиханова Айганым. Она находится у подножия вершины Сырымбет и является памятником архитектуры республиканского значения. Здесь на огромной территории с живописным видом стоят дом с шестью жилыми комнатами, мечеть, медресе, ветряная мельница, баня и помещение для хозяйства.
Несмотря на то, что оригинальное поместье, по описаниям состоящее из 12 комнат, не было сохранено, восстановленная версия является прекрасным примером архитектурной работы. Здесь в первую очередь царит дух того времени, можно увидеть, как выглядели рабочий кабинет Шокана, гостиная и комната бабушки Айганым, где есть портрет этой мудрой, образованной женщины, которая воспитала семерых сыновей и 30 лет после смерти мужа управляла делами, участвуя во всех значимых событиях.

«По детскому рисунку Шокана удалось восстановить эту усадьбу. В 1980 годах в течение трех лет на этой территории проводили археологические раскопки, и в результате работ на этом месте был найден фундамент пяти домов», — рассказал Дамир Тулеуов.
На убранство и строительство усадьбы, где юный Шокан провел свое детство и куда он приезжал на каникулы из Омского кадетского корпуса, потратили значительную сумму из царской казны – пять тысяч рублей. В покоях была царская мебель, повсюду лежали персидские ковры, на окнах висели шелковые портьеры, на полках стояли китайские вазы, на стенах -бра с хрустальными подвесками. Комнаты были оформлены в разных цветах.
«Сохранился в единственном экземпляре ковер с изображением Шокана Чингисовича, сотканный на Алматинской текстильной фабрике имени Валентины Терешковой в 1985 году. Есть здесь и его сундук, рабочий секретер, сделанный по спецзаказу на мебельной фабрике, личные вещи, сохранившиеся у потомков и найденные в ходе раскопок, — рассказал Дамир Тулеуов. — Сохранился и уникальный предмет кухонного убранства — китайский шкаф бабушки Айганым, его передали в музей последние потомки семьи».
Место силы
Еще одно уникальное место, где побывали члены экспедиции «Атамекен», — мемориальный комплекс Карасая и Агынтая батыров. Он считается сакральным и собирает паломников из разных точек мира. Сюда, на сопку Кулшынбайтобе (село Карасай), приезжают поклониться духу великих батыров и просить благословения.
Стоит отметить, что о месте, где они похоронены, стало известно в 1997 году, а в 1999 на пожертвования людей здесь построили мемориал. Почетный житель СКО Армия Абулкаиров рассказывал, что еще когда историки гадали, где же все-таки могила прославленных батыров, местные жители показали ему это место. С тех самых пор появилась идея увековечить их имена.

«Это место имеет общереспубликанское значение, одно из главных сакральных мест региона. В год комплекс посещает до четырех тысяч человек, это туристы из России, Кыргызстана, Узбекистана и многие другие. Это не просто историческое место, это место духовной силы, особенное паломничество», — отметил директор мемориального комплекса Самидин Омаров. Действительно, аналогов комплекса в Казахстане нет. В символических формах этого произведения искусства воплотились и духовность народа, и крепкая дружба двух батыров, и их воинская доблесть. Расположен памятник в живописном месте среди степи, что также вызывает восторженные чувства.
Уникальный памятник
Приезжая в Айыртауский район, нельзя не посетить и еще одно уникальное место — историко-культурный музей-заповедник «Ботай» (поселение эпохи энеолита 4-3 тыс. до н.э.). Он находится в Имантауско-Шалкарской курортной зоне, которая входит в ТОП-10 приоритетных туристических территории Казахстана.
Сейчас здесь проводят полевые археологические работы по научной программе Министерства культуры и спорта РК «Археологические научно-экспериментальные исследования на поселении «Ботай» и моделирование систем обеспечения, образа жизни и мировоззренческо-сакральных контекстов носителей ботайской культуры». Руководителем проекта является доктор исторических наук, профессор Виктор Зайберт, а работают над ним археологи из разных уголков страны. Один из них — старший научный сотрудник Куаныш Абильмаликов, который приехал из города Костаная и уже год живет и трудится в Айыртауском районе.
«Мы здесь проводим реконструкционные работы и археологические раскопки. Основная деятельность сейчас сосредоточена на строительстве ботайского жилища. Его начали возводить в 2019 году, а сейчас мы занимаемся внешним и внутренним интерьером: замазываем глиной внутренние стены, пол, спальные зоны, также гидроизоляцию проводим, чтобы вода не протекала в помещение. Для внутреннего интерьера обрабатываем лошадиные шкуры, чтобы их можно было повесить на стены, — рассказал Куаныш — Еще мы готовим найденные нами здесь экспонаты: копья, дротики, стрелы, орудия труда и так далее для того, чтобы люди могли приехать и посмотреть на них в экспозиции».

Жилище построено по контурам, обнаруженным во время раскопок. Там, по словам Куаныша, были четко видны грани стен, расположение входа и выхода, которые были покатыми, чтобы легче было затаскивать в помещение тушу лошади для разделки. А форма постройки скорее всего была выбрана по примеру перевернутой корзины.
«Ботайцы строили жилища из каменных блоков, а затем на них накатом клали бревна, которые обмазывали глиной и дерном. Пол они делали из камыша, травы, обмазывали глиной и добавляли навоз, чтобы он сохранял тепло. Спальная зона была разделена на две части, в центре находился очаг, в котором можно было обжигать посуду и готовить еду. А летом костровые зоны были расположены возле жилища», — рассказал Куаныш.
Все эти работы археологи практически завершили. И уже начали неподалеку, в комплексе, возводить так называемую кумысную. На открытой площадке на месте раскопок точно было определено, что здесь были загон для лошадей и помещение с двумя входами.
«На территории этой кумысной находилась керамическая посуда с остатками кисломолочной продукции. Исследования артефактов проводились в Великобритании и Германии, где было доказано, что ботайцы производили здесь кумыс», — рассказал Куаныш.
Это, по его словам, еще раз доказывает уникальность Ботая в том, что именно здесь шесть тысяч лет назад впервые приручили дикую лошадь. Напомним, казахстанские и зарубежные ученые, изучавшие поселение, подтвердили этот факт.
Все, кто трудится над этим проектом, надеются, что через несколько лет здесь появятся и выставочный павильон, и научный, и культурно-развлекательный центры, и полноценная этнографическая деревня с воссозданными жилищами. А это значит, что еще больше людей смогут узнать об уникальном месте, где хранится древняя история.
К сведению
В Северо-Казахстанской области сформирован список сакральных мест, в который вошло 33 объекта. Восемь из них попали в перечень сакральных памятников республиканского значения: поселение Ботай, мемориальный комплекс Агынтая и Карасая батыров, усадьба Айганым (Айыртауский район), музейный комплекс «Резиденция Абылай хана» (г. Петропавловск), мазар Кульсары батыра (Есильский район), мазар Кожабергена жырау (Жамбылский район), место захоронения Ақана сері (Айыртауский район), место захоронения Ноғайбай бия (район М. Жумабаева).
Марина ГЛАЗОВА
Фото Вадима МУДАРИСОВА
________________________________________________________________
/ Северный Казакстан.- 9 сентября.-12 стр.-2021 год.