Северо-Казахстанская областная универсальная научная библиотека им. Сабита Муканова
28 сентября Валерию Ивановичу Хренову исполнилось бы 80 лет со дня рождения…
Когда я мысленно перебираю все свои воспоминания, передо мной встают как бы три Валерия Ивановича.
Первый — это Валера Хренов, мальчик с любознательным взглядом, сидящий за столом с тетрадкой, куда он заносит свои зарисовки, упорно и неутомимо тренирующий свою фантазию, зоркость, меткость, остроту наблюдения, страстно любящий читать книги.
Второй — Валерий Хренов, ворвавшийся своими постановками «Слава труду», «Коктем вальсы», «Бес-кыз», «Рябинушка», «Арлекино», большими полотнами «Живи планета», «Бухенвальдский набат» и др., балетмейстер, завоевавший имя в республике, области.
И, наконец, третий — всем хорошо известный Валерий Иванович Хренов, вступивший в период, который принято называть творческой зрелостью. Это уже художник, более мудрый, строящий композицию своих постановок, умеющий обуздывать и ограничивать свою неуемную фантазию. Теперь он много времени и сил уделяет творческим изысканиям и педагогике, уже признанный мэтр в танцевальном мире.
В газете «Вечерний Кишинев» под заголовком «В единый танцевальный круг свела друзей Молдова» от 2 августа 1977 года мы узнаем следующее: «Первыми ступили на молдавскую землю участники ансамбля «Арай» («Рассвет») завода им. С. М. Кирова Петропавловска Казахской ССР, который вот уже 15 лет ведет талантливейший балетмейстер, лучший в республике постановщик казахских танцев В. И. Хренов, снискавший себе огромную любовь в своем городе. Когда выступает «Арай», — рассказывает председатель завкома В.И. Мухин, сопровождавший ансамбль в этой поездке, — клуб не в состоянии вместить всех желающих побывать на его выступлении. «Арай» — наша гордость. Каждый участник ансамбля не только прекрасный танцор, но и передовой работник. На сцене — ребята-артисты, а в цехе — ударники коммунистического труда. «Арай» -лауреат Всесоюзного телефестиваля народных хореографических коллективов, его искусству аплодировали делегаты XVI съезда профсоюзов. Репертуар ансамбля отличает удивительное своеобразие. В нем нет ни одного заимствованного номера. 13 танцев включены в программу показательных выступлений ансамбля…».
Основной коллектив ансамбля состоял из работников завода, к которым Валерий Иванович относился с большим уважением. Ведь они, и все мы, приходили после работы, а репетиции проходили 3, 4, 5 часов по четыре раза в неделю. Это затрата физических и творческих сил. Работа балетмейстера с танцовщиками, их взаимоотношения в самом существе, кроме чисто профессионального, лежат и чисто человеческие взаимоотношения.
В обществе Валерия Ивановича стыдно было чего-то не знать. От него мы узнали о Булате Окуджаве, Евгении Евтушенко и многих других современниках. Это были просто беседы в кругу наших общих друзей, могли просто расположиться у него дома, читать об Эдит Пиаф, Агриппине Вагановой, Касьяне Голейзовском…
А на репетициях мы могли услышать такое: «Надо не только писать и читать грамотно, но и танцевать», «без головы ноги не работают по-настоящему», «репетируем в пол ноги, а танцуем — в четверть», «у вас не круг, а какой-то аппендицит», «идете поперек музыки», «почему кисти висят?», «говорите ногами», «почему опять пропустили класс?».
Книги были его страстью. Его книги не имели покоя, повсюду торчали закладки, записи, строки подчеркнуты. Эрудиция сочеталась со страстью что-то интересное выдумывать, например, «сочинить» газету, капустники. В. Хренов был беспощаден в своих высказываниях. Тщательно готовился к занятиям. Его ученица Ирина Уакпаева: «Через хореографию и танец нужно говорить с людьми о самых разных вещах, наполняющих нашу жизнь. Не только развлекать, но и побуждать думать о серьезном, важном для души, иначе, нет смысла заниматься этим делом».
Огромная эрудиция Валерия Ивановича давала возможность раздвигать рамки обыденного. Зрителю, который видит в искусстве только результат, его парадную сторону, трудно представить, сколько нужно перечитать, передумать, чтобы каждый номер отличался самобытностью, своеобразием, один танец сменялся другим, ярким национальным колоритом, а национальные танцы перемежались в хоровод, где зрители листали бы страницы многонационального фольклора.
К. Станиславский говорил, что один из признаков талантливого человека — находить талант в другом человеке. Валерий Иванович извлекал талант из самых разных и неожиданных людей, разговаривая, общаясь с ними. Он вовлекал их в свое творчество, независимо от их социального положения, то ли он формировал в общении с ними все свои мысли, то ли он проверял решения… но я точно знаю, что это было ему необходимо. Поэтому работа с ним навсегда осталась для меня творческой радостью и большой школой.
Наш коллектив был полпредом Казахстана в разных уголках нашей страны и бывшего Советского Союза. В таких творческих поездках для него всегда было важно узнавание нового и, конечно же, в профессиональном плане — народность, колорит, фольклор, исполнительское мастерство, костюмы, потому что новые знания, опыт приносили с собой новые планы. Расширяли горизонты творчества. Он всегда бережно и с любовью относился к народному танцу и призывал к необходимости сберечь его для будущих поколений, потому что это памятник национальной культуры. Язык танца называют языком дружбы. Это ярчайший интернациональный хоровод слагается из движений и ритмов многих народов. На языке танца люди разговаривают без помощи словаря и переводчика.
Для него не было преградой общаться с людьми большого ранга. Он всегда относился к ним ровно, как к своим хорошим друзьям или знакомым, но не панибратски. Они же, в свою очередь, относились к нему с большим уважением и почитанием. Перекидывались какими-то фразами, размышлениями, и это были не особо глубокие, может быть, разговоры, но и этого было достаточно, чтобы убедиться в его неординарности.
Взять хотя бы XVI съезд профсоюзов, где постановщиком танцев в гала-концерте был известный хореограф Красноярского государственного ансамбля танца Михаил Годенко, главным режиссером был Дмитрий Тихомиров, первый режиссер Кремлевского Дворца съездов, а «открыл» нас второй режиссер Кремлевского Дворца съездов Владимир Три-адский (это был декабрь 1976 года, и уже формировали участников гала-концерта), как раз тогда мы были на показательном выступлении в Усть-Каменогорске.
С большим уважением, по-особому он относился к Евгению Маклакову — главному редактору областного телевидения, затем ставшему главным редактором республиканского телевидения, Владимиру Гачинскому — художнику, скульптору, Илье Залманову -директору ордена «Знак Почета» педагогического училища, к Мидхату Сутюшеву — директору завода ордена «Знак Почета» им. С. М. Кирова, Петру Уакпаеву — начальнику областного управления культуры. Он высоко ценил их советы и пожелания.
Ярчайшей страницей в истории культурного строительства Казахстана стала декада культуры и искусства в г. Москве. Будучи в составе делегатов Казахстана от нашей области, Валерий Иванович еще совсем юным воочию увидел и общался с представителями высшей элиты Казахстана того времени. Это для него стало большой школой и гордостью за свою профессию. Это был 1958 год.
Среди многих достоинств Валерий Иванович своим творчеством сумел создать атмосферу творчества в городе, не имевшем специальных учебных заведений хореографического образования. Ансамбль перешел грань самодеятельности, работал без скидок на дилетантство.
В 1971 году под его руководством коллективу одному из первых в области было присвоено звание «народный». Коллектив становится полпредом Казахстана, представляя свое искусство на всесоюзных (ныне международных) сценических площадках бывшего Советского Союза. Коллектив представлял свое искусство на XVI съезде профсоюзов, международном фестивале танцевального искусства в Молдавии, 0лимпиаде-80, программе «Шире круг» ит. д.
Многие постановки Валерия Ивановича «разошлись» по профессиональным коллективам, многое встречается и в наших коллективах, правда, используются они не по правилам стилистики, особенно казахских, часто изменяют саму постановку танцев, нарушая при этом его замысел, режиссуру.
Основой основ для него была досконально изученная им грамматика классического танца, что делало его постановки профессиональными, совершенными и непосредственно простыми, как только что родившаяся интерпретация. В его постановках отсутствовали грубость, вычурность. Самые сложные технические трюки эмоционально оправданы и поэтизированы. Самостоятельно, оригинально. Последовательно он развивал линию казахских танцев. Сделал много подлинно творческих находок, стилистических откровений, при этом не нарушая канонов. В своих постановках он обнаружил чувство стиля, самостоятельности, аналитического подхода и шел от эрудиции к пластическому воплощению.
Его горячее желание поощрять новое в искусстве, введение им строгой профессиональной дисциплины, любовь к делу и дельная требовательность ко всему -от главного до мелочей, принесли коллективу, когда он держал в руках «бразды правления», творческий успех и глубокую признательность зрителей и профессионалов.
Сказал свое слово в создании казахских танцев. Изучив культуру, быт и обычаи казахов, добавил новое в лексику и стилистику постановок казахских танцев, тем самым внес огромный вклад в развитие национального искусства. Его постановки и многое другое вошли в антологию казахских танцев. Выступление ансамбля восторженно приветствовали на международных конкурсах в Молдавии, Москве, Алматы, Украине, Польше и Чехословакии. Народный ансамбль танца «Арай», которым руководил более 35 лет Валерий Хренов, был известен, как неординарное явление танцевального искусства, вызвавшего интерес у профессионалов не только в Казахстане, но и в России и дальнем зарубежье.
Когда наша область готовилась к празднованию 90-летия со дня рождения казахстанского писателя Ивана Шухова, мы навестили его в больнице (это были его последние дни), и он попросил рассказать о том, как же будет проходить чествование великого писателя. Его интересовало все, до мельчайших подробностей. Когда участники казачьего хора, которые выступали на праздничном концерте, посвященном И. Шухову, узнали, что Валерий Иванович болен, они во дворе онкологической больницы исполнили свои песни. Представляете, как больным, обреченным людям, было приятно услышать этот хор.
Он очень любил свой город и никогда не хотел уезжать. Страна, республика, область, город узнаются через своих сыновей и дочерей. Достойным сыном нашего города был и есть Валерий Хренов — лауреат премии ВЦСПС, заслуженный работник культуры РК, кавалер ордена «Знак Почета», балетмейстер, создавший за 35 лет своей творческой деятельности более 200 постановок. Природа одарила его различными талантами. Он и танцовщик, и педагог, и балетмейстер, и художник, и пианист… В то же время он был врагом, если дело касалось искусства, вульгаризации, натуралистического, примитивного. Выступал против попирания законов жанра, разрушения красоты пластического искусства. В жизни с такими был резок, обрывал и ставил «на место». Иногда мог не заметить пошлости, непорядочности, потому что видел, что это была уже «хроника».
Уже 25 лет нет с нами В. И. Хренова, но мы помним его завещание — бережно и с любовью относиться к народному танцу, потому что это памятник национальной культуре. Танец — это душа народа, он помогает сближению народов и способствует взаимопроникновению культур, дружбе, взаимному сотрудничеству. А мы, его современники, будем стараться продолжать то, что оставлено им в наследство, его творчество, которому уготована долгая жизнь, которая выдержала проверку временем.
Дина ХАСАНОВА
___________________________________________________________________________________________________________________
/ Северный-Казахстан.-28 сентября.-6 стр.- 2021 год.